Киселев, В. В. Театр – судьба : воспоминания / Василий Васильевич Киселев. – Мурманск : Опимах, 2021. - 170, [1] с., [15] л. ил., цв. ил., портр., фот. : ил., табл.

было пошлости, безвкусицы, так соблаз­ нительных в комедийном жанре, чем грешили, по-моему, подобные комедии В. Обнорского, очередного режиссера, на смену которому я пришел. В спектакле «Ах, эти дети» у него из трубы духового музыкального инструмента вылетала ку­ рица, выводили на сцену козу!.. Кстати, в связи с этой злополучной козой по теат­ ру, как анекдот, ходил рассказ о том, как на гастролях в Кировске за «аренду» козы хозяйка написала в расписке в бухгалте­ рию: «Прошу за использование козы Машки заплатить 13 рублей...» Дни и ночи не утихала строительная работа в здании театра. Но уже было ясно: новый, 25-сезон театр откроет в своем дол­ гожданном помещении! Встал вопрос, чем открывать сезон? Для готовившегося главрежем спектакля «Раскинулось море широко» нужны были выпускные репетиции на новой сцене. Но строи­ тельные шумы во всех углах театра не давали этой возможности. Хотя, думает­ ся мне, что М. А. Борзунов по своему бо­ гатому режиссерскому опыту понял и то, что спектакль ожидаемого художествен­ ного уровня не получается. Михаил Анд­ реевич сделал «стратегическую» ошибку с выбором пьесы на открытие столь зна­ менательного сезона, так как пьеса боль­ шими художественными достоинствами не отличалась, если не сказать большего. В самое ближайшее время ему в област­ ном руководстве, в ряду других причин, поставят в вину и эту неудачу. Действительно, спектакль не получил­ ся (наверное, и не мог получиться), на нем была какая-то печать прежнего пере­ движного театра с примитивностью всех компонентов: пьесы, художественного и музыкального оформления. Театр, вообще многие годы мыкавший­ ся по разным не приспособленным для творчества площадкам, по инерции не был готов использовать сценические воз­ можности нового здания: круг, штанкет- ное хозяйство и т. п. Руководство театра принимает реше­ ние открыть новый сезон моим диплом­ ным спектаклем «Таня», выпущенным, как я уже упомянул, перед закрытием предыдущего сезона. Для М. А. Борзуно­ ва, художественного руководителя теат­ ра, это был акт большой принципиально­ сти, даже мужества. Для меня (и театра) был показатель­ ный урок творческой этики: общие инте­ ресы театра выше личных амбиций! Я это с благодарностью крепко запомнил и ис­ поведовал во всей своей дальнейшей дея­ тельности художественного руководства театром. Низкий поклон за этот урок Михаилу Андреевичу! И вот мы перебираемся в новое здание! Проектировщики нашли для него хоро­ шее место — в центре города, на главной улице. На фоне общего серого цвета зда­ ния изящно смотрится портик фасада. Шесть светлых колонн, проецирующих­ ся на красную переднюю стену (в конце 70-х годов, к сожалению, перекрашен­ ную), держат фронтон с барельефом на тему труда и искусства. Сцена с 4. i метровым кругом, богатым электромеха­ ническим штанкетным хозяйством, же­ лезным занавесом, приличными закулис­ ными «боксами» и т. д. и т. п. Прекрас­ ный зрительный зал, отовсюду отлично видна сцена, хорошая акустика. Актеры, не избалованные комфортом, не нараду­ ются уютными грим-уборными, цеха — отдельным помещениям (особенно деко­ рационный цех). Один недостаток: сто­ лярный цех почти под сценой. Визг пило­ рамы днем слышен на репетициях в ак­ терских многозначительных паузах. Но это уже мелочи! (Позже этот недостаток 19

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz