Киселев, В. В. Театр – судьба : воспоминания / Василий Васильевич Киселев. – Мурманск : Опимах, 2021. - 170, [1] с., [15] л. ил., цв. ил., портр., фот. : ил., табл.

сердце не выдерживает... У автора фи­ нал размыт, но я доводил его до траги­ ческого конца: в Великую Отечествен­ ную войну он победил и выжил, в «пере­ стройку» — скончался, так и не сдавшись! В спектакле отлично играли Е. Щерба­ ков, Р. Малеваная, В. Васильев. И начи­ нался он уже на входе в театр. Перед зданием театра, на стульчике, сидел фронтовик с гармошкой. Подходящие зрители бросали монеты, рубли в короб­ ку для подаяний, принимая его за реаль­ ного фронтовика. Гармонист-фронто- вик и дальше участвовал в спектакле, ус­ троившись в углу на просцениуме. При­ думка с гармонистом была органичной, возникла из материала пьесы: друг глав­ ного героя, тоже фронтовик, в горьком монологе рассказывает о своем личном таком занятии. Вид фронтовика-гармо- ниста, его наигрыши песен военных лет придавали спектаклю щемяще драмати­ ческую интонацию последнего неравно­ го боя, столкновения прошлого с пора­ женческим настоящим. После спектакля артисты делили сбор подаяний, благодаря режиссера за остроумную придумку. Однажды и мне пришлось в этом участвовать, когда ар­ тисты пригласили на 50-й спектакль (он шел лет пять) и на общий сбор подая­ ний купили поллитровку. Артисты лю­ били этот спектакль, но, конечно, не по причине подаяний, а за его безыскусст­ венность, искренность, человечность. Надо сказать, что отношения с актера­ ми сложились сразу доверительно-ува­ жительные. Мне позже актеры высказы­ вали весьма приятное: «Спасибо, Васи­ лий Васильевич, за интеллигентность в процессе репетиций, мы уже, к сожале­ нию, от этого отвыкли!» За спектакль я получил скромную сумму, но достаточную для поездки в 1999 году в Новосибирск, чтобы отме­ тить свое 70-летие в кругу родных. Те­ атр КСФ материально-финансово весь­ ма беден, у них в конце сезона, к момен­ ту выпуска «Казино», денег не было даже на фотографирование спектакля. Так и не осталось хотя бы фотопамяти о моей последней работе. Подробно пишу о «Казино» потому, что это была фи­ нальная точка в моей творческой био­ графии. И я доволен, что мой последний спектакль был так же удачен, как и пер­ вый, дипломный «Таня» А. Арбузова в том, уже далеком 1963 году. Спектакль «Казино» смотрели кри­ тики, хвалили, но рецензии так и не на­ писали. Но для меня дорога оценка зри­ теля, тем более такого, как бывший ко­ мандующий КСФ контр-адмирал В. По­ пов. Меня не было, рассказывали акте­ ры: он смотрел спектакль, и все ждали его за кулисами, т. к. всегда заходил, по­ здравлял, благодарил. А тут уже и зри­ тели разошлись, а его нет?! Наконец по­ является: «Извините, ждал пока все не разо-шлись — всплакнул, стыдно было в таком виде выглядеть перед зрителя­ ми, перед вами. Сердечное спасибо, ге­ нерал Леонов — копия моего отца... Спектакль перевернул душу своей прав­ дой!» И, подводя итог своему творчеству, могу сказать, что хорошо начал, успеш­ но и закончил — не это ли счастье? И как тут не сказать, что ты состоялся, вы­ рулив в ещё более далеком 1958 году с военно-морского курса в мир театра, в тот мир, который волновал, манил ещё в годы юности. Значит, — СУДЬБА! 17 . 04.2008 169

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz