Киселев, В. В. Театр – судьба : воспоминания / Василий Васильевич Киселев. – Мурманск : Опимах, 2021. - 170, [1] с., [15] л. ил., цв. ил., портр., фот. : ил., табл.

знал, хотя если бы и знал, то вряд ли по­ пытался извлечь из «родства» личную выгоду. И «продавать» себя я никогда не умел, да это, по-моему, не в природе си­ биряков — цену себе набивать. Кафедра режиссуры из-за корпоративного прести­ жа была всегда рада благополучному ис­ ходу практики студентов. Товстоногов оценил постановку «Тани» (как говорит­ ся, заочно) отметкой «хорошо». Потом вручили диплом с квалификацией «режис­ сер драматического театра», значок- ром­ бик (в коллекцию к моему первому за окончание Военно-морского училища им. М. В. Фрунзе). За пять лет учёбы сдал 12 экзаменов, из них — 11 «отлично», толь­ ко немецкий язык «удовлетворительно». И не счесть зачетов. ...Впервые за все годы учебы собра­ лись вместе отметить окончание учебы. Уже не помню, у кого, на частной кварти­ ре. Пришли Г. Товстоногов, Е. Лебедев (вел курс актерского мастерства), А. Кац­ ман (ассистент по режиссуре) без жен. Товстоногов не был женат, с ним была молодая блондинка (потом выяснилось, что это сестра Т. Дорониной, похожа на неё, но крупнее). Е. Лебедев вскоре ушел. Непосредственности, особого веселья по­ чему-то не было. Сказывалась наша изна­ чальная курсовая разобщённость на две группы. Или ещё витала атмосфера по­ стоянного состояния «экзаменационно- сти», почти страха быть отчисленными в любое время и явно декларируемого Г. Товстоноговым в течение всех лет обу­ чения. Г. Товстоногов, кажется, даже нам и напутственного слова не сказал. «Сабан­ туй» недолго и продолжался. Уходили мы русской группкой вдоль Фонтанки с ощу­ щением какой-то неудовлетворенности. С нами не было только В. Галашина, кото­ рый (узнал позже от него самого) «увел» молодуху у самого мэтра. Говоря профес­ 16 сионально, в нашем пятилетнем, финаль­ ном «спектакле» не было поставлено до­ стойной точки, даже при дюжине новоис­ печенных режиссеров во главе с признан­ но великим режиссером!.. .По прибытии из Мурманска я выяснил у администра­ ции института о запросах на нас, диплом­ ников. В ряду городов: Брест, Иваново, Курск, Чита, Смоленск и других, Красно­ ярска не было. Приглянулась информа­ ция о Смоленске (от подруги жены Гали- ны Бариновой): древний, красивый, зелё­ ный город, и театр на хорошем счету. Это подтолкнуло к решению, и я подписал со­ гласие поехать в Смоленский областной театр. Смоленск подтвердил согласие принять меня, обещал дать дополнитель­ ную телеграмму о дате приезда. Я стал ждать. ...У входа в институт на улице Мохо­ вой встревоженно толкались мальчики и девочки (разряженные не в пример нам когда-то), шли отборочные консультации нового набора. Кому-то из них предстоит пятилетняя дрожь постоянного испыта­ тельного срока (Г. Товстоногов набирал новый курс). Мой испытательный срок, слава Богу, закончился! Впрочем этот «ма­ рафон» будет продолжаться для нас, ре­ жиссеров, всю жизнь, ибо каждый новый спектакль — очередной экзамен, провер­ ка твоих возможностей, твоей професси­ ональной самостоятельности под прице­ лом безжалостной (иногда несправедли­ вой) критики газет, коллег, зрителя. Стояло замечательное солнечное лето 1963 года. Не спеша стали собираться в Смоленск, а он молчал. Жена уволилась с работы, посещала последние занятия в университете. Забрали дочь из садика. А Смоленск молчал. Я дал телеграмму, но ответа не было. Мне это не понравилось. Заглянул в институт. Оказывается, на меня пришла заявка из Мурманского Об-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz