Киселев, В. В. Театр – судьба : воспоминания / Василий Васильевич Киселев. – Мурманск : Опимах, 2021. - 170, [1] с., [15] л. ил., цв. ил., портр., фот. : ил., табл.
знал, хотя если бы и знал, то вряд ли по пытался извлечь из «родства» личную выгоду. И «продавать» себя я никогда не умел, да это, по-моему, не в природе си биряков — цену себе набивать. Кафедра режиссуры из-за корпоративного прести жа была всегда рада благополучному ис ходу практики студентов. Товстоногов оценил постановку «Тани» (как говорит ся, заочно) отметкой «хорошо». Потом вручили диплом с квалификацией «режис сер драматического театра», значок- ром бик (в коллекцию к моему первому за окончание Военно-морского училища им. М. В. Фрунзе). За пять лет учёбы сдал 12 экзаменов, из них — 11 «отлично», толь ко немецкий язык «удовлетворительно». И не счесть зачетов. ...Впервые за все годы учебы собра лись вместе отметить окончание учебы. Уже не помню, у кого, на частной кварти ре. Пришли Г. Товстоногов, Е. Лебедев (вел курс актерского мастерства), А. Кац ман (ассистент по режиссуре) без жен. Товстоногов не был женат, с ним была молодая блондинка (потом выяснилось, что это сестра Т. Дорониной, похожа на неё, но крупнее). Е. Лебедев вскоре ушел. Непосредственности, особого веселья по чему-то не было. Сказывалась наша изна чальная курсовая разобщённость на две группы. Или ещё витала атмосфера по стоянного состояния «экзаменационно- сти», почти страха быть отчисленными в любое время и явно декларируемого Г. Товстоноговым в течение всех лет обу чения. Г. Товстоногов, кажется, даже нам и напутственного слова не сказал. «Сабан туй» недолго и продолжался. Уходили мы русской группкой вдоль Фонтанки с ощу щением какой-то неудовлетворенности. С нами не было только В. Галашина, кото рый (узнал позже от него самого) «увел» молодуху у самого мэтра. Говоря профес 16 сионально, в нашем пятилетнем, финаль ном «спектакле» не было поставлено до стойной точки, даже при дюжине новоис печенных режиссеров во главе с признан но великим режиссером!.. .По прибытии из Мурманска я выяснил у администра ции института о запросах на нас, диплом ников. В ряду городов: Брест, Иваново, Курск, Чита, Смоленск и других, Красно ярска не было. Приглянулась информа ция о Смоленске (от подруги жены Гали- ны Бариновой): древний, красивый, зелё ный город, и театр на хорошем счету. Это подтолкнуло к решению, и я подписал со гласие поехать в Смоленский областной театр. Смоленск подтвердил согласие принять меня, обещал дать дополнитель ную телеграмму о дате приезда. Я стал ждать. ...У входа в институт на улице Мохо вой встревоженно толкались мальчики и девочки (разряженные не в пример нам когда-то), шли отборочные консультации нового набора. Кому-то из них предстоит пятилетняя дрожь постоянного испыта тельного срока (Г. Товстоногов набирал новый курс). Мой испытательный срок, слава Богу, закончился! Впрочем этот «ма рафон» будет продолжаться для нас, ре жиссеров, всю жизнь, ибо каждый новый спектакль — очередной экзамен, провер ка твоих возможностей, твоей професси ональной самостоятельности под прице лом безжалостной (иногда несправедли вой) критики газет, коллег, зрителя. Стояло замечательное солнечное лето 1963 года. Не спеша стали собираться в Смоленск, а он молчал. Жена уволилась с работы, посещала последние занятия в университете. Забрали дочь из садика. А Смоленск молчал. Я дал телеграмму, но ответа не было. Мне это не понравилось. Заглянул в институт. Оказывается, на меня пришла заявка из Мурманского Об-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz