Киселев, В. В. Театр – судьба : воспоминания / Василий Васильевич Киселев. – Мурманск : Опимах, 2021. - 170, [1] с., [15] л. ил., цв. ил., портр., фот. : ил., табл.

эти же дни иной — не поддаются обсто­ ятельствам: 4.04 — «Барышня-крестьянка». А. Пушкин. 5.04 — «Мачеха». О. Бальзак. 6.04 — «Панночка». Н. Гоголь. Давно меня занимает мысль: почему я по сути своей, по музыкальным вку­ сам, интересам ближе к своему отцу, чем мы с сыном? Может быть, потому, что с отцом родились, росли в одной среде — деревенской, провинциальной? Музыкальная наша среда однородна, элементарна: тальянка, гармонь, баян, балалайка. В детстве у нас даже радио не было. С появлением в моей жизни ра­ дио, кино, где звучали музыкальная классика и советская мелодическая пес­ ня, мой мир обогатился настоящими об­ разцами. Разрыва-отрыва (я уже не го­ ворю о «конфликте поколений) у нас не было, ибо основа одна. Сын — «городской» продукт. Его среда многообразней во всех сферах — человеческих, музыкальных. Более того, вся перестроечная какофония выпала как раз на его юношескую пору. Мощный пресс масс-медиа сделал свое дело — ин­ тересы, вкусы нового поколения совсем иные и, что огорчительно, не корневые, не национальные. В чем-то виноват я сам. Об этом я писал, сравнивая своего сына и сына друга из Красноярска, лю­ бящего, знающего, прекрасно исполня­ ющего народные, казацкие, советские песни. Речь не о «квасном» патриотиз­ ме, речь о сохранении, развитии соб­ ственных, национальных традиций, до­ стижений. Правда, критика говорит о сыне , как пред ставителе «русско го рока», но, лично мне даже само слово «рок» корежит слух. А может быть я не прав, уже не по­ нимаю чего-то? Ведь, к примеру, «Чай­ ку» Чехова обсвистали! Композитор Кюи раздолбал первый концерт для фортепиано Рахманинова, чуть не убив в нем композитора! Таких примеров -— масса. Ведь говорит же мне сын, что их мерять прежними мерками нельзя, их творчество — «особая культура»! Воз­ можно, и в музыке действует закон «от­ рицание отрицания»?.. ...После поступления сына в музы­ кальное училище, после краткого пре­ бывания в Мурманске я вернулся в Се­ вастополь с полным убеждением: рас­ стался с Заполярьем навсегда. Но шёл 1991 год — год необратимых контрре­ волюционных событий в нашей стране, приведших к распаду СССР, и мы ока­ зались в «ближнем зарубежье», в «неза­ лежной» Украине. Дети в «дальнем»: дочь с семьёй в Норвегии, сын — в Шве­ ции. Жизнь в Крыму стала невыносимой, но я хочу завершить мою эпопею с Обл- драмтеатром и, главным образом, рас­ сказом о трагическом финале А. М. Пи- дуста. Все годы, после моего отъезда из Мурманска в 1991 году, при общем кош­ маре «перестройки», я потерял связь с театром. Общая обстановка в России все-таки была полегче. И в сумме всех обстоятельств (трудности «выживания», рост национализма в Украине, удалён­ ность детей и т. д.) мы решили в 1997 году вернуться в Мурманск. .. .В Мурманске выяснилось: А. М. Пи­ дуст в театре не работает! Отыскал его в новой квартире, где он проживал с же­ ной, с которой 12 лет назад злополучное партбюро приказало оформить закон­ ные отношения. Такой встречи я не ожи­ дал: Александр Михайлович оглох, по­ 164

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz