Киселев, В. В. Театр – судьба : воспоминания / Василий Васильевич Киселев. – Мурманск : Опимах, 2021. - 170, [1] с., [15] л. ил., цв. ил., портр., фот. : ил., табл.

да коллеги уезжали на рыбалку. Жаль только (думаю со временем об этом по­ жалеет и он), что сын мало что видел из моих спектаклей. Мой творческий актив совпал с его подростковым возрастом, когда интересы были другого порядка. А я, к сожалению, не проявил заботы по этому поводу. Потому ему и нечего ска­ зать, понять о моем творческом лице. Впрочем, сожаления эти относятся и к родным. Лишь брат, младшая сестра ви­ дели один спектакль «Троянской войны не будет». Самый ближний друг Влади­ мир 3. не видел ни одного моего спек­ такля, а именно он способствовал мое­ му переезду из Киева в Ленинград, в те­ атральный институт. Тут, конечно, вина в одном: жили, творили за тридевять зе­ мель друг друга. Преимущество про­ фессии друга — скульптора, живопис­ ца — в том, что его творчество зафикси­ ровано навечно в скульптуре, картине. Наш результат (спектакль) — времен­ ный «жилец». Фото, плёнка, рецензии не способны передать живое дыхание авто­ ров действа — актеров, режиссёра. Когда-нибудь, став постарше, сын по­ читает не спеша, внимательно моё пове­ ствование, размышления о театре, жиз­ ни и поймёт, надеюсь, мою творческую «кухню» и почему я благодарю судьбу, подарившую мне возможность жить и работать в уникальное время — небы­ валого расцвета культуры в России, в СССР. Я говорю о государственном строительстве театров во всех республи­ ках, даже «цыганского», доныне един­ ственного в мире. Государство дотиро­ вало областные, городские театры, их гастроли по всему СССР. Я имею в виду также развитие системы творческих учебных заведений (ВГИК — единствен­ ный вуз в мире). При всех выдающихся главрежах были созданы «мастерские» для повышения квалификации перифе­ рийных режиссеров. Регулярно прово­ дились для театральных работников конференции, симпозиумы, творческие командировки (даже зарубежные — об этом уже был мой рассказ) Я говорю только о театральной сфере. То же са­ мое можно сказать о музыкантах, ху­ дожниках, писателях. Недавно кто-то из известных людей на ТВ сказал, что, если сейчас вернуть наших музыкантов, по­ кинувших страну, то гастрольная музы­ кальная жизнь за «бугром» рухнула бы! Для нас театр был кафедрой, сеющей разумное и вечное, а не увеселительное заведение, коим оно становится. Вот по­ казательный пример из нынешней прак­ тики нашего Облдрамтеатра, реперту­ ар на неделю (2008 год): 2.04. — «Бесприданник». Л. Разумов­ ская. Комедия-буфф. 3.04. — «Смешные деньги». Р. Куни. Комедия. 4.04 — «Мы не одни, дорогая». Р. Куни. Комедия-фарс. 5.04. — «Он + она = кактус». В. Крас- ногоров. Попытка найти смешное в груст­ ном. 6.04. — «Таланты и поклонники». Ко­ медия. В наше время за такой репертуар главрежа и директора театра сняли бы незамедлительно. Правда, такой репер­ туар не позволил бы ни художественный совет театра, ни Министерство культу­ ры. Сегодня обвинять руководство теат­ ра трудно, оно поставлено нынешней властью в положение обслуги («чего из­ волите?») зрителя. Тем не менее, репер­ туар соседей, Театра Северного флота в 163

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz