Киселев, В. В. Театр – судьба : воспоминания / Василий Васильевич Киселев. – Мурманск : Опимах, 2021. - 170, [1] с., [15] л. ил., цв. ил., портр., фот. : ил., табл.

зит», автор В. Пази. И что написано пе­ ром (к сожалению, в данном случае) — остаётся навсегда , как непреложная истина. Но и в том, и другом изданиях авторы исказили суть происходящего. Н. Кузнецова из неприязненных взаимо­ отношений руководства ВТО (где она тогда работала) с А. М. Пидустом. Об этом он мне сам рассказывал, не вдава­ ясь в подробности. В. Пази — из при­ ятельских отношений с Г. Михайловым. Считаю, что я ближе к правде, так как невольно оказался свидетелем и участ­ ником (на финальном этапе) тех конф­ ликтных событий. Так в чём правда дра­ мы Мурманского драмтеатра 1987 года? Истоки подобных историй — во взаимо­ отношениях двух лиц в театре: директо­ ра и главного режиссёра. Г. Михайлов, безусловно, талантливый был человек, с хорошей фантазией, чувством формы, музыкальностью, определённым обая­ нием. Но в должности главного режис­ сёра этих профессиональных качеств не­ достаточно. Всего и не перечислишь, что требуется ещё. Должно быть в крови чувство общего дела, в котором важны, ценны все детали сложного театрально­ го организма. Я уже приводил примеры, когда приходилось постоянно брать удар на себя, ставить «датские» спектак­ ли, выделять лучших актёров (иногда в ущерб себе) неопытному режиссёру и т. д. и т. д. Главрежу нужен твёрдый ха­ рактер. Не упрямый, но стойкий для ежеминутного отстаивания своих убеж­ дений, принципов. И, главным образом, с директором театра. Не допуская, ко­ нечно, конфронтации, в таком случае — борьба самолюбий, конец общему делу. Из-за слабохарактерности Г. Михайлов, с одной стороны, позволил части актив­ ных, ведущих актёров сесть себе на го­ лову — участвовать в распределении ролей, с другой — не смог противосто­ ять перебору в «новаторстве» директо­ ра театра. А. М. Пидуст обладал мощ­ ной энергетикой и амбициозностью, но найти компромисс с ним, ради общих за­ дач, было возможно, используя его орга­ низаторский дар, главным образом, по экономической, административной ли­ нии. Неправда, когда всё тот же В. Пази говорит, что они идеально подходили друг другу. Если бы так, то не было бы той драмы, которая произошла из-за нестыковки этих двух талантливых лю­ дей, последствия которой ощутимы до сих пор. Короче, руководство театра должно быть в одной упряжке, при взаимном уважении и доверии. И ни в коем слу­ чае не втягивать в междоусобицы кол­ лектив. Первый конфликт в театре при мне случился в 1968 году, когда режис­ сёр В. Вениаминов попытался добиться своего, подключая часть коллектива, он кончился его провалом, так как мы с ди­ ректором В. А. Мининым были заодно. Когда эту упряжку мы с ним стали тя­ нуть в разные стороны, у нас хватило ума пойти к «вышестоящим» и разре­ шить конфликт без потрясений для кол­ лектива. В Севастополе я отказался ра­ ботать с директором, в которого не ве­ рил, ибо дальнейшее привело бы к рас­ колу театра. Доведение коллектива до противостояния — поражение обеих сторон. ...И снова лечу с Севера на Юг, про­ щаясь с Мурманском... .. .Нет, невозможно предвидеть буду­ щее! Через 3 года приехал в Мурманск, в связи с попыткой сына после службы поступить в музыкальное училище. Он попросил посоветовать, посодейство­ 160

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz