Киселев, В. В. Театр – судьба : воспоминания / Василий Васильевич Киселев. – Мурманск : Опимах, 2021. - 170, [1] с., [15] л. ил., цв. ил., портр., фот. : ил., табл.

занимавшегося в нашей же студии, те­ перь уже опытного актёра. В поисках ре­ жиссуры вели переговоры с Г. Гранато- вым, В. Чернышевым и др. Но, конечно, главная забота — найти главрежа, пере­ дать театр и уехать из Мурманска пока «кондрашка» не хватила со всеми эти­ ми проблемами. Из моего опыта «свата» при моём уходе из театра в 1981 году я довольно быстро вышел на В. Саранчу­ ка. Я его знал давно, часто встречались на совещаниях в Москве, когда он ещё руководил театром в Рыбинске. Теперь успешно трудился главным режиссёром Днепропетровской драмы. Предложил для начала знакомства с театром, труп­ пой поставить спектакль. Он откровен­ но признался, что надоело жить в нище­ те и что согласен на переговоры о пере­ ходе к нам. Репетировал он «Диктатуру совести» М. Шатрова, шлягер времен на­ чала перестройки. В работе над спектак­ лем у него сложились нормальные от­ ношения с артистами, работниками це­ хов. Я воспрял надеждой на завершение моего пребывания в Заполярье. Выпус­ тив «Диктатуру», В. Саранчук уехал в Днепропетровск оформлять перевод. Г. Гранатов (бывший главреж театра Черноморского флота) репетировал спектакль «ОБЭЖ» (общество болгар­ ских эмансипированных женщин), пье­ са Б. Нушича. Но через неделю заявил, что отказывается работать, так как не может справиться с 17 актрисами (в пье­ се все женщины). Коллективная склока последнего времени так ожесточила коллектив, что ему, мол, старику пре­ одолевать это не по силам. Лопнули пе­ реговоры с В. Чернышовым (а понача­ лу он был не против переговоров). Сохранилось моё письмо жене. Оно передаёт напряженность тех дней: «Наверное, не поверишь, как я загружен! Замотался настолько, что сегодня во сне видел массу змей. Бьем их с отцом, но не перебить... Напряжение сразу по двум спектаклям: моего — „Завтрак с неизвес­ тными" и „Сёстры " (приглашенный мо­ лодой режиссёр). У меня заболел главный ис­ полнитель — В. Стоменок, а скоро выпуск. Начал вводить С. Вагинова (утро и вечер), но и он от напряжённой работы за день до премьеры слёг! Спас положение В. Стоме­ нок — полувыздоровевший вышел на пре­ мьеру. Режиссер „Сестер" по пьесе Разу­ мовской оказался беспомощным, к тому же в спектакле заняты были новые актрисы, к которым ревниво отнеслись партнёрши, что ему усложняло работу. Сам я подклю­ читься не могу т.к. горю с „Завтраком", вызвал из Днепропетровска В. Саранчука на 5 дней, чтобы он спас положение, довёл зло­ получный спектакль до „кондиции"». Извиняюсь за самоцитирование, но вспомнить эти подробности без помощи письма уже не могу. Саранчук благопо­ лучно завершил работу над «Сёстрами», но насчёт главного режиссёра колебал­ ся, так как в Днепропетровске подали документы на присвение ему звания на­ родного артиста УССР. Действительно дилемма, можно понять. Но каково нам? Вопрос вроде был почти решен! В. Са­ ранчук уехал в свой Днепропетровск, не сказав ни «да», ни «нет». И всё-таки мы надеялись. Через месяц он подтвердил своё согласие (со званием что-то засто­ порилось)... Теперь подробнее о «Завтраке с не­ известными» В. Дозорцева, моём после­ днем спектакле на сцене Облдрамтеат- ра. Очень мне понравилась пьеса: про­ блемная, умная, сценичная и в жанре психологического детектива. Странно, но этот жанр в театрах очень редок и, 157

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz