Киселев, В. В. Театр – судьба : воспоминания / Василий Васильевич Киселев. – Мурманск : Опимах, 2021. - 170, [1] с., [15] л. ил., цв. ил., портр., фот. : ил., табл.

момент не собирался сюда возвращаться. Не был уверен, что здание театра в бли­ жайшее время достроят. Да и город — фактически одна большая улица. К тому же и Красноярск не выходил из головы. Одним словом, с благодарностью проща­ ясь с Мурманском, не думал не гадал, что вернусь сюда через два месяца и на целых 18 лет! Почти на всю свою творческую жизнь. .. .И снова я в поезде, мчусь в обратном направлении. Не верилось, что не так дав­ но почти с испугом вглядывался в запо­ лярный безлюдный пейзаж. А теперь и он позеленел, река Кола напористо бежит в одноименный залив, мелькают бесконеч­ ные озера. На душе спокойно, как после хорошо исполненного дела. Ведь не было никакой гарантии благополучного исхода поездки. Я убедился в работе, на практике — к чему стремился, чему пять лет учился, мне по душе. Немалые опасения были по поводу работы с актерами, среди которых опытные, заслуженные, старше тебя, хотя я и сам был уже в возрасте Христа. Но и тут всё прошло нормально, отношение всего коллектива театра было благожела­ тельное, даже уважительное. Я теперь на собственной шкуре понял, как важно для режиссёра, актёра успешное начало. По­ том можно испытать неудачи, срывы, но первый шаг в театре должен быть успеш­ ным. Появляется вера в себя, в свои твор­ ческие возможности. Этот «панцирь» по­ может дальше сносить удары неудач, злой критики. Из этого личного опыта, уже в качестве главного режиссера, я буду вся­ чески помогать многим режиссерам — дипломникам сделать удачным этот пер­ вый шаг. Не было ни одного из них, кто мог бы пожаловаться на меня в этот смыс­ ле. Трое из них вообще остались работать в Мурманском театре... .Ход этих мыслей в такт постукиванию колёс поезда не спе­ ша прокручивался в мозгу, накладываясь, как в кино, на кадры мизансцен спектак­ ля, фрагментов музыки, отдельных актер­ ских фраз, реплик. Так будет потом все­ гда после очередной премьеры не один день (особенно во сне), когда психофизи­ ческое состояние сродни легкому опьяне­ нию. Однажды так и было. Возвращаюсь домой после генеральной репетиции, жена открывает дверь, глянула на меня: «Что, в гостях был?». А меня действитель­ но даже пошатывает! Но ни грамма не было в тот день во рту ...Госэкзамены. Самый главный экза­ мен — защита спектакля, но он прошел как-то буднично. Если спектакль диплом­ ника положительно принят Художествен­ ным советом театра, включён в реперту­ ар, то защита в институте — фактически, формальный акт. Так же, как и неудача — у института нет оснований опровергать провал, выдавать диплом. В Госкомиссии после твоего рассказа (показа макета, эс­ кизов оформления, костюмов, афиши, программки) о замысле, реализации спек­ такля никто вопросов, кроме самого Тов­ стоногова, почти и не задавал. К сожале­ нию, мой художник В. Алексеев неважно выполнил макет, эскизы и это снизило впечатление. Моя информация об успеш­ ной сдаче спектакля Художественному со­ вету, премьере была подкреплена крат­ кой выпиской из протокола и положи­ тельной характеристикой руководства те­ атра. Рецензий, как я уже сказал, к сожа­ лению, не было. Как видно, работа оце­ нивалась и по масштабу театра, где был поставлен спектакль. А что такое для них был в то время Мурманский театр? Театр чуть ли не чукчей. Уверен, что Товстоно­ гов и не знал тогда, что театр Заполярья из родословной его собственного БДТ им. Горького. Впрочем, и я этого еще не 15

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz