Киселев, В. В. Театр – судьба : воспоминания / Василий Васильевич Киселев. – Мурманск : Опимах, 2021. - 170, [1] с., [15] л. ил., цв. ил., портр., фот. : ил., табл.
момент не собирался сюда возвращаться. Не был уверен, что здание театра в бли жайшее время достроят. Да и город — фактически одна большая улица. К тому же и Красноярск не выходил из головы. Одним словом, с благодарностью проща ясь с Мурманском, не думал не гадал, что вернусь сюда через два месяца и на целых 18 лет! Почти на всю свою творческую жизнь. .. .И снова я в поезде, мчусь в обратном направлении. Не верилось, что не так дав но почти с испугом вглядывался в запо лярный безлюдный пейзаж. А теперь и он позеленел, река Кола напористо бежит в одноименный залив, мелькают бесконеч ные озера. На душе спокойно, как после хорошо исполненного дела. Ведь не было никакой гарантии благополучного исхода поездки. Я убедился в работе, на практике — к чему стремился, чему пять лет учился, мне по душе. Немалые опасения были по поводу работы с актерами, среди которых опытные, заслуженные, старше тебя, хотя я и сам был уже в возрасте Христа. Но и тут всё прошло нормально, отношение всего коллектива театра было благожела тельное, даже уважительное. Я теперь на собственной шкуре понял, как важно для режиссёра, актёра успешное начало. По том можно испытать неудачи, срывы, но первый шаг в театре должен быть успеш ным. Появляется вера в себя, в свои твор ческие возможности. Этот «панцирь» по может дальше сносить удары неудач, злой критики. Из этого личного опыта, уже в качестве главного режиссера, я буду вся чески помогать многим режиссерам — дипломникам сделать удачным этот пер вый шаг. Не было ни одного из них, кто мог бы пожаловаться на меня в этот смыс ле. Трое из них вообще остались работать в Мурманском театре... .Ход этих мыслей в такт постукиванию колёс поезда не спе ша прокручивался в мозгу, накладываясь, как в кино, на кадры мизансцен спектак ля, фрагментов музыки, отдельных актер ских фраз, реплик. Так будет потом все гда после очередной премьеры не один день (особенно во сне), когда психофизи ческое состояние сродни легкому опьяне нию. Однажды так и было. Возвращаюсь домой после генеральной репетиции, жена открывает дверь, глянула на меня: «Что, в гостях был?». А меня действитель но даже пошатывает! Но ни грамма не было в тот день во рту ...Госэкзамены. Самый главный экза мен — защита спектакля, но он прошел как-то буднично. Если спектакль диплом ника положительно принят Художествен ным советом театра, включён в реперту ар, то защита в институте — фактически, формальный акт. Так же, как и неудача — у института нет оснований опровергать провал, выдавать диплом. В Госкомиссии после твоего рассказа (показа макета, эс кизов оформления, костюмов, афиши, программки) о замысле, реализации спек такля никто вопросов, кроме самого Тов стоногова, почти и не задавал. К сожале нию, мой художник В. Алексеев неважно выполнил макет, эскизы и это снизило впечатление. Моя информация об успеш ной сдаче спектакля Художественному со вету, премьере была подкреплена крат кой выпиской из протокола и положи тельной характеристикой руководства те атра. Рецензий, как я уже сказал, к сожа лению, не было. Как видно, работа оце нивалась и по масштабу театра, где был поставлен спектакль. А что такое для них был в то время Мурманский театр? Театр чуть ли не чукчей. Уверен, что Товстоно гов и не знал тогда, что театр Заполярья из родословной его собственного БДТ им. Горького. Впрочем, и я этого еще не 15
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz