Киселев, В. В. Театр – судьба : воспоминания / Василий Васильевич Киселев. – Мурманск : Опимах, 2021. - 170, [1] с., [15] л. ил., цв. ил., портр., фот. : ил., табл.
бледнота выступала на его несколько матовом лице. Не эти ли дни сократили его жизнь до 68 лет, а он был уверен, что проживёт не менее отца, до 102-х лет!? В. Пази, работавший в театре очеред ным режиссёром, в своей книге «Теат ральный транзит» пишет об этом конф ликте, о А. М. Пидусте, безусловно, с по зиций единомышленника активистов, но и он признаёт: «Конфликт с ним для Мурманского театра кончился драмати чески. Как и любая театральная война, она не принесла никому счастья... На этом закончился славный период истории Мур манского театра. Творческие люди стали утекать, кто-то из актёров оказался в Пит ере, и Михайлов уш ёл , и Пидуст ушёл...» Что «закончился славный пери од» — верно, а что касается «утечки» творческих людей и т. п., то тут неправ да. Г. Г. Михайлов был освобождён от должности главрежа, Л. Ниценко — от секретарства парторганизации, Е. Иоф фе — от профкома. Они (также и А. Рах манов, Л. Азаркина) бежали из театра, как нашкодившие, переоценившие свои силы и авторитет в коллективе. Руковод ство культуры области дало возмож ность Г. Г. Михайлову уволиться «по соб ственному желанию», а А. М. Пидуст проработал ещё пять лет и вынужден был уйти не «по собственному жела нию». Атака на А. М. Пидуста началась в начале 1987 года, было придумано на нести удар по моральному облику Алек сандра Михайловича. Собрали партбю ро с такой повесткой, пригласив партий ного функционера города 3-на. Пидуст настоял, чтобы на заседание был пригла шён и я. Обвинение строилось на том, что он сожительствует с женщиной, ему подчиненной. Пидуст отрицал форму лировку, подтверждая, что живут они в гражданском браке, так как пока нет развода с прежней женой. Меня возму тил этот фарс, и я довольно резко вы ступил, мол, кому какое дело до интим ной жизни человека, что никакой «амо ралки» тут нет и я уверен в серьёзности их отношений. Члены бюро (всё те же: Л. Ниценко, Е. Иоффе, Г. Михайлов, Е. Малыгина, В. Перепелицын) предло жили вынести А.М. Пидусту выговор. И ждали поддержки 3-на. Но тот, видя, что «дело» по сути высосано из пальца, предложил ограничиться «постановкой на вид» и предложением А. М. Пидусту в течение полугода развестись и офор мить новый брак. Александр Михайло вич выполнит эту рекомендацию, а ини циаторы, не добившись желаемого, пе ренесли битву на более широкий плац дарм — собрания. Начавшие эту борьбу рассчитывали, что в их рядах фактически всё обще ственное руководство театра. А против ник в одном лице — директор театра. Победа безусловна! Дело с собраниями, забастовкой так далеко зашло, что я ре шил нарушить своё обещание Г. Михай лову не вмешиваться во внутреннюю жизнь театра. Серьёзно забеспокоилось и областное руководство, пригласили нас с А. М. Пидустом на разговор. Об рисовал обстановку в театре я, Алек сандр Михайлович и здесь помалкивал (себя защищать он не умел или не хо тел), отвечал только на конкретно задан ные вопросы. В Обкоме ценили дости жения театра, и именно при А. М. Пи дусте. Поверили и моей оценке проис ходящего в театре, сути конфликта, благо, ещё помнили и меня, поднявше го театр с колен, оставившего его с Пе реходящим знаменем Министерства культуры. 155
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz