Киселев, В. В. Театр – судьба : воспоминания / Василий Васильевич Киселев. – Мурманск : Опимах, 2021. - 170, [1] с., [15] л. ил., цв. ил., портр., фот. : ил., табл.
хайлов — помалкивал, но всем было ясно, что он на стороне активистов. Поз же А. М. Пидуст мне рассказывал, что он tet-a-tet спрашивал его: «Как же так, Григорий Григорьевич? Я же Вас реко мендовал в главные, создал Вам все ус ловия для работы, наконец, через два (!) года пробил Вам звание?..» Г. Михайлов откровенно ответил: «Как же я против них пойду, если я с ними вместе пью...» В чём был конфликт? Главные пре тензии к А. М. Пидусту: самодур, узур патор всего и вся в театре, бессмыслен ные реформы. Не могу не согласится с некоторыми претензиями, что уже от мечал. Полагаю, что инициаторы плани ровали создать свой театр, с директором Е. Иоффе, с управляемым главрежем (вполне верю разговорам в театре, что роли распределялись на квартире В. Перепелицына). На собраниях, органи зуемых местным комитетом, громили А. М. Пидуста даже в том, в чем и вино вен не был. А. М. Пидуст не давал себя втянуть в открытый конфликт. На од ном таком собрании не выдержал я, со рвался (впервые!), кричал: «Дорогие! Что вы делаете? Вы собственными рука ми разрушаете театр! Театр, на восста новление которого я потратил большую часть своей творческой жизни!» Помал кивали и те, кто был за А. М. Пидуста (за очень редким исключением), побаи ваясь активистов. На тех собраниях я даже заметил организованность, сценарий их проведе ния. Роли, темы, пункты обвинений рас пределялись между выступающими (договаривались на квартире все того же В. Перепелицына). Обычно начина ла Л. Азаркина (вот почему я уделил ей внимание выше), подхватывал А. Рахма нов. Когда я первый раз увидел его в театре, то очень удивился: опять здесь! Он уже работал у нас, актёр не без спо собностей, но демагог, бузотёр неиспра вимый! Мы вздохнули, когда он, беспер спективно навоевавшись, покинул театр где-то в конце 1970-х годов. Эмоциональная, с хорошо подвешен ным языком, Л. Азаркина била по чело веческой «черствости» А. М. Пидуста. Дело в том, когда её брали в театр, она утаила, что у нее есть малолетняя дочь. Ей предоставили общежитие (А. М. Пи дусту удалось пробить два общежития, я был там) с отличными условиями. Те перь же она требовала от директора (и года не проработав) однокомнатную квартиру, как мать-одиночка. С этим требованием добралась до городского начальства. Там тоже не поддержали, и тогда она объявила забастовку. В это время В. Пази выпустил спектакль «Зи нуля» А. Гельмана, где принципиальная девушка села на пенек и отказалась с него вставать, чтобы привлечь внимание к безразличиям на стройке. Зинулю иг рала Л. Азаркина. В один из дней она вы ставила перед театром бутафорский пенёк из этого спектакля и уселась в знак протеста перед изумлёнными прохожи ми. Вмешалась милиция, даже прибыло какое-то городское начальство. Одним словом, скандал, но и этим эффектным театральным жестом ей не удалось до биться желаемого, и вскоре она удали лась туда, откуда прибыла. Вот и полу чается: надо было прислушаться ко мне на том злополучном худсовете. Что перенёс в эти дни и в дни собра ний Александр Михайлович — одному Богу известно! На всех этих сборищах он не позволил себе ни разу сорваться, ска зать грубого слова в адрес поносящих его. Железно, молча терпел, только 154
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz