Киселев, В. В. Театр – судьба : воспоминания / Василий Васильевич Киселев. – Мурманск : Опимах, 2021. - 170, [1] с., [15] л. ил., цв. ил., портр., фот. : ил., табл.

...Вернулся в Мурманск, в театр и предложил поставить детский спектакль по сказке В. Лифшица «Ищи ветра в поле» в декорации севастопольской ху­ дожницы И. Бирули. Премьера состоя­ лась в середине декабря 1985 года, спек­ такль идёт до сих пор, то есть уже 23 года! Такого не было в истории ни детских, ни взрослых спектаклей Мурманского те­ атра. Артист В. Ерасов в юбилейном ин­ тервью по поводу «Ветра», где он играл все эти годы, удачно сострил: «Я на этом спектакле трое штанов сносил!». Мне пе­ редавали: главреж нашего театра 90-х годов Ф. Григорян назвал спектакль «вечным». А мне на юбилее в награду выделили 500 рублей. Если бы у нас был нормальный закон по охране авторских прав, то, смею думать, за эти десятиле­ тия эксплуатации моего спектакля мне бы «накапало», как минимум, на одно­ комнатную квартиру! Предлагали мне подать в суд, но я не могу судиться со своим театром. Тот же Ф. Григорян так и сделал — судился с Мурманским те­ атром, пытаясь отсудить квартиру в «Доме Пидуста». Не вышло, так как тог­ да ещё не было закона, разрешающего иметь две квартиры, одна у него уже была в Москве. Текущий репертуар театра и сами спектакли меня не порадовали (смотрел «Синее небо» , «Вдовий пароход» , «Кола», «Любовь — книга золотая» и др.). Для моего следующего спектакля остановились на пьесе очень популярно­ го драматурга США Н. Саймона «Са­ мый пылкий влюбленный» (у нас «Пыл­ кий влюбленный»), по жанру трагико­ медия. Пьеса по своей проблеме обще­ человечна: главный герой переживает драму несостоявшейся жизни. Он пыта­ ется изменить шаблон своей жизни, но нельзя кардинально её изменить и даже хоть на миг озарить её без высокой, ду­ ховной цели, идеалов и не будучи само­ му духовно богатым. Автор отлично зна­ ет и чувствует театр. Правда, перевод был не на уровне оригинала, и прихо­ дилось уточнять, сокращать текст. По­ жалуй, получился наш сценический ва­ риант. У Барни Кэшмена, владельца рыбного ресторана, вполне благополуч­ ного, кризис 40-летнего мужчины — за­ ела повседневность, привычка в семей­ ной жизни. Он организует (для эмоцио­ нальной «встряски») встречи с тремя со­ вершенно разными женщинами, и все кончается ничем. По причине выше- обозначенной. Пьеса полна юмора, жи­ тейской узнаваемости, определённости характеров, биографий действующих лиц. А их всего четверо: он и три жен­ щины, в свою очередь озабоченных не менее его. На главную роль я взял зас­ луженного артиста РСФСР О. Лелянова, того самого, которого я пригласил в наш театр семь лет назад из Калининского театра. На роли женщин — трёх разных актрис. Но автор допускал возможность всех трёх играть одной актрисе. На та­ кой эксперимент (можно догадаться) со­ гласилась М. П. Скоромникова. Так и иг­ рали: на одном спектакле вариант из двух актёров, на другом — из четырёх. По разным причинам вариант на «чет­ верых» распался, и продолжали отлич­ но играть О. Лелянов и М. Скоромни­ кова. Репетировали с удовольствием, но в какой-то момент стали топтаться на одном месте — О. Лелянов не смог оси­ лить текст (довольно большой). Позже я узнал, что он в то время неважно себя чувствовал. Недалеко была сдача, пре­ мьера и однажды я крепко обрушился по этому поводу на Олега Павловича 151

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz