Киселев, В. В. Театр – судьба : воспоминания / Василий Васильевич Киселев. – Мурманск : Опимах, 2021. - 170, [1] с., [15] л. ил., цв. ил., портр., фот. : ил., табл.

Н. Павлова (инспектор сцены) и др. Все были объединены любовью к своему делу, театру, начиная с вахтера. Мне все­ гда хотелось снять шляпу на вечерних спектаклях при виде старшего билете­ ра И. Краснослободцевой, излучающей благожелательность к зрителям и гор­ дость за свой театр и передавшей это качество своей дочери на той же рабо­ те. Многих из этого списка уже нет в живых — и как сохранить память об этих людях, делавших историю нашего теат­ ра? По Мурманску есть мемориальные доски с фамилиями уважаемых рыбаков, строителей, писателей, поэтов, композито­ ров, но ни одной из среды деятелей теат­ ра, культуры. А такие есть: Л. А. Клюше- ва, В. А. Минин, А. М. Пидуст и прежде всего С. А. Морщихин — первый худо­ жественный руководитель, основатель Мурманского областного драматичес­ кого театра. Я выходил с этим вопро­ сом к вышестоящему начальству — бес­ полезно! ...По коротким фразам, намекам ак­ тёров , работников театра я уловил подспудный конфликт в труппе, руковод­ стве. Я не вникал в это, зная, что в театре всегда есть недовольные. А от А. М. Пи- дуста я никогда ни до, ни после не слы­ шал ни одной жалобы на кого-либо. Вы­ держка у него была редчайшая, в этом, к великому сожалению, мне ещё придёт­ ся убедиться... Мы снова всем семейством собрались на прежней мурманской квартире. Сын учился в 9 классе, правда, ожидаемого улучшения в учёбе не было, весь его ин­ терес, согласно возрасту, сосредоточился на электрогитаре — моде конца 80-х гг. В театре уже работала малая сцена, когда-то запланированная ещё при мне. А. М. Пидуст умудрился получить, под­ готовить вторую «малую» в здании Дома Горняков (Первомайский район). Очень любопытно было попробовать себя в этих сценических условиях, где главное: режиссёр обязан «умереть в ак­ тёре», что, собственно, всегда мне было близко. «Соврать» на малой сцене, где зрители в полуметре от актёра — невоз­ можно. Это уже как на ТВ, кино. И пье­ са В. Красногорова «Такие редкие цве­ ты» («У каждого своя звезда») соответ­ ствовала требованию малой сцены: одно место действия, два актёра. Ко всему этому в труппу только что приняли ле­ нинградцев, опытных актёров Э. Исае­ ва и В. Исаеву. И мне поручили испы­ тать супружескую пару в деле. Я их до этого не знал, в спектаклях не видел, но интуиция подсказывала, что по челове­ ческим и внешним данным они подхо­ дят. В пьесе В. Красногорова история Женщины и Мужчины (автор не даёт имен), одиноких, лично не устроенных, жаждущих любви, семьи. Идёт тонкая, сложная, психологическая борьба в по­ знании друг друга. Работали мы увле­ чённо, дружно. Актёры старались, по­ нимая, что от результата работы зави­ сит их судьба в нашем театре. На сдаче художественному совету актёры понра­ вились (особенно Э. Исаев), положитель­ но был оценен и спектакль. И я получил удовлетворение и опыт работы на малой сцене. Сдал спектакль в последний день сезона (30.06.1985), а премьеру перенес­ ли на начало следующего сезона. Я решил вернуться совсем в Севасто­ поль, но А. М. Пидуст уговорил меня по­ работать хотя бы ещё полгода, «осве­ жить» «Цветы» после длительного от­ пуска к премьере. Театр, кажется, уехал на гастроли в Новороссийск, а мы с же­ ной, сыном — в Крым, домой. 150

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz