Киселев, В. В. Театр – судьба : воспоминания / Василий Васильевич Киселев. – Мурманск : Опимах, 2021. - 170, [1] с., [15] л. ил., цв. ил., портр., фот. : ил., табл.
приезда. А именно Л. Ниценко был обес покоен особо, так как он явно побаивал ся: не проболтаюсь ли я насчёт наших переговоров о переходе его в Севасто польский театр? А переговоры были серь ёзные. У меня сохранилась телеграмма, которую я послал жене в Мурманск в мае 1982 года: «Позвони Ниценко кан дидатура утверждена Горкоме решает ся вопрос квартиры поздравляю». Он в итоге отказался, чем очень подвёл меня перед начальством города. Я немало оббил порогов, чтобы заручиться обеща нием предоставить ему однокомнатную квартиру. Лет десять Театр им. Луначар ского не получал от города ни метра жи лья — Крым ведь, не Заполярье! ...И снова Мурманск. Зная волевой характер А. М. Пидуста и безвольный в таких делах уже главрежа Г. Г. Михай лова, я мог предположить, что моё при глашение директор задумал вполне са мостоятельно. Поэтому, чтобы снять на пряжение, в нашем разговоре втроём я заявил, что приехал поставить спектакль и никаких «задних планов» насчёт глав режа у меня нет. Малейшего повода для сомнения по этому вопросу не дам. Встретивший меня в театре без особой радости Г. Г. Михайлов, по-моему, впол не успокоился, так как за годы совмест ной работы знал: ни врать, ни хитрить я не умею. В творческом составе, конечно, про изошли изменения: очередной режиссёр (один) — В. Пази, однокашник Г. Ми хайлова, Н. Гарпич стал главным худож ником, очередным — А. Липовских, зав- лит — Е. Малыгина. То же самое — в цехах. Сам Г. Михайлов получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. В те годы ещё не было системы догово ров на постановку спектакля, поэтому меня включили в штат на оклад очеред ного режиссёра на период работы над спектаклем. Труппа в основе своей со хранилась, появилась группа молодых актёров, как показалось мне — малоин тересных. Особую радость я испытал при встрече с талантливым художни ком, ставшим зав. декорационным це хом А. Белым и В. Виноградовой — зав. реквизиторским цехом, при мне она ра ботала помощником режиссёра. Луч ший помощник режиссёра за всю мою работу в театрах! Все режиссёры знали, что если спектакль ведёт Валентина Ви тальевна, то он пройдёт как должно, ни какие обстоятельства не помешают это му. Без специального образования и даже «среднего», девушка из деревни, она обладала врожденным чувством от ветственности, инициативы и самоот верженности. Был случай: на спектакле падала декорация, В. Виноградова под ставила свои крепкие крестьянские пле чи и держала их до окончания акта, за крытия занавеса! Вся её одинокая лич ная жизнь была сосредоточена на пре данном служению театру. Ходил я вновь по театру, и носталь гически ныло сердце по прекрасно здесь прожитому времени, по совместной ра боте с замечательными людьми. Как-то, ещё в 90-е годы, бывший начальник Уп равления культуры области Л. А. Клю шева предлагала мне написать очерк о ветеранах театра и обещала устроить его в «Полярке», но почему-то я не сде лал этого, а стоило поведать, помянуть добрым словом не только вышеназван ные фамилии, но и, прежде всего, заведу ющих цехами: К. Ульянова (грим), К. Ку рицыну (свет), А. Ефременкова (декор. цеха),Н. Студеникина (бутафория), В. Кам- кину (пошивочно-костюмерный цех), 149
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz