Киселев, В. В. Театр – судьба : воспоминания / Василий Васильевич Киселев. – Мурманск : Опимах, 2021. - 170, [1] с., [15] л. ил., цв. ил., портр., фот. : ил., табл.

я был главрежем в театре Луначарского. Просился в штат, но это был уже не тот В. Рудович — громоздкий, одышливый. Вскоре скоропостижно скончался, утихо­ мирив свой пылкий темперамент на пре­ словутом 5-м километре Севастополя... Доигрывали злополучную роль другие актеры: Большаков, Бутрехин. С осталь­ ными актерами работа шла в полном взаимопонимании, добром отношении... ... Вернулись в Мурманск, выпускали спектакль в ДК им. Кирова под занавес сезона, 27 мая. Для пробы сыграли один спектакль на зрителя. Приём был отлич­ ным. Впервые вышел под аплодисменты на поклон!.. Особенно эмоционально про­ звучал финал первой половины спектак­ ля, сцена смерти сына Тани, продолжи­ тельная пауза, в которой она бессмыслен­ но перебирала игрушки, бродила по ком­ нате, усаживалась на подоконник, засты­ вала в полной, тихой прострации. С ноч­ ного двора тихо звучала на балалайке мелодия романса «Я встретил Вас...» (в то время ещё мало известного). Ночь пере­ ходила в ранее утро с лучиком солнца в окно. Просыпался двор, по радио отда­ ленно транслировалась физзарядка, энер­ гичная, бодрая. Четко читалось: жизнь продолжается! И странно было читать в рецензии спектакля газеты «Полярная правда» (в целом признававшей удачу спектакля), которая упрекала меня в том, что я выбросил в тексте пьесы ремарку физзарядки «великие по смыслу слова»: «Начали сначала... Все сначала...» Я и выбросил их умышленно, так как и без указанного текста «великий смысл» про­ исходящего читался средствами театра, а не литературы. Так появилась в репертуаре Облдрам- театра «Таня», моя первая самостоятель­ ная режиссерская работа (долго держа­ лась в репертуаре). Забегая вперёд, ска­ 14 жу, что «Таней» 15 сентября 1963 года Мурманский Облдрамтеатр открыл 25-й сезон. Более того, с него начался отсчёт работы театра в новом (прекрасном!) ста­ ционарном здании на улице Ленина, в центре города. Пока я репетировал, директор театра П. А. Вознесенский ушел на пенсию, уехал в Ленинград, вместо него был назначен К. И. Лебский, военный, начальник ДОФа Мурманска. Средних лет, доброжелатель­ ный, интеллигентный. Мой первый ди­ ректор, с которым пришлось поработать и в качестве главного режиссера. В процессе работы у меня сложились с труппой, работниками цехов отличные взаимоотношения, не говоря о руковод­ стве театра. Главный режиссёр М. А. Бор­ зунов совершенно не вмешивался в мою работу (за что я ему очень благодарен), появился на последней генеральной репе­ тиции, высказал некоторые верные заме­ чания, пожелания. И всё! Этот принцип общения с очередными режиссерами в бу­ дущем перенял и я. Для художника сво­ бода проявления себя превыше всего. Администрация театра выполнила все свои обещания, рассчиталась со мной за все рабочие дни из расчёта оклада очеред­ ного режиссёра (125 рублей) плюс 40% северных надбавок. Я получил прилич­ ную для меня, студента, сумму... ...Стояло начало июня, солнце уже почти не заходило за горизонт — вступа­ ло лето и в Заполярье. Город мне уже ка­ зался светлым, приветливым, хорошо зна­ комым.. . Но пора возвращаться в Ленин­ град на защиту диплома. Жаль только, что нет ещё рецензии на спектакль. Если бы я привёз то, что потом в прессе появится, наверняка, получил бы в институте более высокую оценку. Руководство, актеры намекали на дальнейшую творческую встречу, но я, откровенно говоря, в тот

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz