Киселев, В. В. Театр – судьба : воспоминания / Василий Васильевич Киселев. – Мурманск : Опимах, 2021. - 170, [1] с., [15] л. ил., цв. ил., портр., фот. : ил., табл.

шёл с большим успехом. Р. Велигина в своей большой статье «Соль земли» («По­ лярная правда», 06.02.1981) написала: «Спектакль, идущий без антракта, закон­ чился, но зрители не разошлись. После не­ большого перерыва они дружно собрались на его обсуждение. Уже по этому факту мож­ но судить о том, что спектакль „Тринад­ цатый председатель", поставленный глав­ ным режиссёром областного драматическо­ го театра заслуженным деятелем искусств РСФСР В. В. Киселёвым и посвящённый XXVI съезду КПСС, глубоко взволновал зри­ телей...». Дальше она пишет о зритель­ ской конференции, которую вел сам на­ чальник Управления культуры области О. И. Вязовский. Выступали, хваля спек­ такль директор совхоза «Тулома» П.И. Куз­ нецов, директор зверосовхоза «Кольс­ кий» С. В. Сахаров, инженер-экономист строительно-монтажного Управления «Севрыба» А. Л. Неспанов, бухгалтер ин­ ститута «Севзапгипрозем» М. X. Равило­ ва и др. Итожа обсуждение, автор статьи пишет: «Единодушное „Спасибо" звучало во всех выступлениях, и зрительский зал (во время обсуждения никто не покинул своего места) подтвердил эту оценку аплодисмен­ тами». Завершая разговор о спектакле, приведу отклики на «13-го председателя» в городах Горьком и Свердловске, где наш театр гастролировал летом того же года, но уже без меня. Спецкор «Поляр- ки» М. Зинов из Горького в статье «Горь­ ковчане аплодируют артистам из Мур­ манска» сообщал: «В день моего приезда в Горький вечерняя газета „Горьковский рабо­ чий" напечатала трехсотстрочную рецен­ зию под заголовком „Правдиво и строго". На­ чиналась она так: „Мурманский Областной драматический театр открыл свои гаст­ роли в Горьком спектаклем „Тринадцатый председатель " по пьесе Азата Абдуллина, ставшей в прошлом театральном сезоне своеобразным лидером в драматургии по важности своей проблематики и художе­ ственной выразительности". Далее автор рецензии даёт высокую оценку коллектив­ ной сценической работе мурманчан. Напри­ мер: „В спектакле Мурманского театра вы­ держана умная и сердечно-проникновенная атмосфера-глубочайшее уважение к закону и торжествующее чувство справедливос­ ти... Режиссёр В. Киселев сумел каждому ис­ полнителю точно поставить диалоги и монологи — в строгой форме публицисти­ ческого спектакля, позволяющей по суще­ ству оценить благое содержание авторских идей... Спектакль наших гостей достойно отразил творческую наполненность этого проблемного, тревожного и страстного про­ изведения для театра...» Но это отзывы журналистов, а во вре­ мя гастролей в то же время в Свердловс­ ке в газете «Вечерний С вердловск» (10.09.81) статью пишет коллега, главный режиссёр Свердловского Академическо­ го театра драмы нар. арт. РСФСР А. Со­ колов: «После спектакля Мурманского те­ атра „Тринадцатый председатель" по пье­ се башкирского драматурга А. Абдуллина хочется высказать свою благодарность ре­ жиссёру, актёрам за хорошую работу, за убе­ дительность и достоверность сценических образов, созданных театром, за содержа­ тельность, глубину и серьёзность диалога, ведущегося со зрителем. Именно диалога, по­ тому что зал был участником этого спек­ такля, а не только созерцателем. Не раз зри­ тель своей реакцией, аплодисментами и смехом подстегивал действие, поначалу раз­ ворачивающее несколько пассивно. Эта пье­ са и этот спектакль требуют не просто анализа игры актёров и работы режиссёра. Слишком значительно общественное содер­ жание драмы, и она заставляет думать 144

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz