Киселев, В. В. Театр – судьба : воспоминания / Василий Васильевич Киселев. – Мурманск : Опимах, 2021. - 170, [1] с., [15] л. ил., цв. ил., портр., фот. : ил., табл.

жанр — «производственная» пьеса. Гель­ ман, Мишарин, Дворжецкий и др. под­ брасывали одну за другой пьесы такого рода — проблемные, остро-современ­ ные. И театры, и зрители живо вовлека­ лись в обсуждение назревших соци­ альных вопросов, диспуты, дискуссии. В народе росло недовольство: сложности с товарами общего потребления. Возрос­ шая возможность туристических поездок за «бугор» позволила увидеть изобилие прилавков. Это застилало глаза — не ви­ дели уже ни своих преимуществ и плю­ сов, ни принципиальных недостатков иного мира. Шло поношение всего соб­ ственного и восхваления зарубежного, в чём преуспевала, как всегда на Руси, — интеллигенция. Одним словом, все, в меру своих сил, раскачивали «лодку», ко­ торая и пошла ко дну с момента развала СССР и полного обнищания народа. Уча­ ствуя лично театральными средствами в этом процессе, я не желал коренного из­ менения нашей системы, предполагал кор­ ректировку государственного курса по ус­ транению всем видимых недостатков. В начале сезона меня заинтересовала остро-проблемная пьеса башкирского (!) драматурга А. Абдуллина «13-й предсе­ датель». Вторично я вышел на жанр до­ кументальной драмы. Первый раз в кон­ це 60-х, когда ставил «Убийцы и свидете­ ли», где шёл судебный процесс, и вот сно­ ва суд, но уже на новом витке, с пробле­ мой более значительной и серьёзной. Кратко о содержании пьесы. Районный суд осудил председателя колхоза Сагаде- ева за нарушение закона, самоуправство, вернее, за сверхинициативу, если можно так выразиться. И вот повторный суд, об­ ластной. Сагадеев — 13-й по счёту пред­ седатель, все предыдущие не смогли под­ нять колхоз. Он оставляет город, долж­ ность в обкоме и решается спасти хозяй­ ство, ибо душа болит за «малую» родину, земляков. Но с чего начать? Начал почти с анекдота. Только у них, на всю округу, со­ хранился бык Ручеек. Пустили его в «экс­ плуатацию»: за случку — 100 рублей. По­ том завели консервный завод, который работал зимой, когда обычно селяне пьянствовали. На доходы начали подни­ мать основное хозяйство, шагнули в пе­ редовики района, доярке подарили ко­ рову, колхозников отправили отдыхать на юг, оплачивая из казны. И т. д. и т. п. И многое вопреки закону. На суде в сви­ детелях односельчане, секретарь райко­ ма. На сцене — точная копия обычного районного зала заседания. Без занавеса, более того, одновременно и в зале, и на сцене появляются неспешно артисты, зрители. К моменту заполнения зала и в суде заканчивается общий сбор. Начина­ ется суд с атрибутом почти всех прото­ кольных формальностей (для точности я пригласил консультанта — члена мур­ манского суда В. Ткаченко). Постепенно все втягиваются в жесткий, откровенный диспут, не столько по фактам нарушения закона, сколько во вскрытие социальных, общественных бед страны. Идёт напря­ жённый, эмоциональный, нравственный суд. Сложнейшая задача была у испол­ нителя роли Сагадеева — заслуженного артиста РСФСР Г. Яшунского. Почти весь спектакль сидит он за «стойкой» молча (и от адвоката отказался) и только всё на­ копленное в тюрьме (отсидел 5 месяцев), и здесь, на суде, выплескивал в послед­ нем слове. Творческая судьба опытного актёра, недавно к нам пришедшего, скла­ дывалась неопределенно. Полная неуда­ ча (не по его вине) была — в роли Вер­ шинина в «Трёх сёстрах». В паре с моло­ дой, высокой, красивой А. Семенишиной 142

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz