Киселев, В. В. Театр – судьба : воспоминания / Василий Васильевич Киселев. – Мурманск : Опимах, 2021. - 170, [1] с., [15] л. ил., цв. ил., портр., фот. : ил., табл.
жанр — «производственная» пьеса. Гель ман, Мишарин, Дворжецкий и др. под брасывали одну за другой пьесы такого рода — проблемные, остро-современ ные. И театры, и зрители живо вовлека лись в обсуждение назревших соци альных вопросов, диспуты, дискуссии. В народе росло недовольство: сложности с товарами общего потребления. Возрос шая возможность туристических поездок за «бугор» позволила увидеть изобилие прилавков. Это застилало глаза — не ви дели уже ни своих преимуществ и плю сов, ни принципиальных недостатков иного мира. Шло поношение всего соб ственного и восхваления зарубежного, в чём преуспевала, как всегда на Руси, — интеллигенция. Одним словом, все, в меру своих сил, раскачивали «лодку», ко торая и пошла ко дну с момента развала СССР и полного обнищания народа. Уча ствуя лично театральными средствами в этом процессе, я не желал коренного из менения нашей системы, предполагал кор ректировку государственного курса по ус транению всем видимых недостатков. В начале сезона меня заинтересовала остро-проблемная пьеса башкирского (!) драматурга А. Абдуллина «13-й предсе датель». Вторично я вышел на жанр до кументальной драмы. Первый раз в кон це 60-х, когда ставил «Убийцы и свидете ли», где шёл судебный процесс, и вот сно ва суд, но уже на новом витке, с пробле мой более значительной и серьёзной. Кратко о содержании пьесы. Районный суд осудил председателя колхоза Сагаде- ева за нарушение закона, самоуправство, вернее, за сверхинициативу, если можно так выразиться. И вот повторный суд, об ластной. Сагадеев — 13-й по счёту пред седатель, все предыдущие не смогли под нять колхоз. Он оставляет город, долж ность в обкоме и решается спасти хозяй ство, ибо душа болит за «малую» родину, земляков. Но с чего начать? Начал почти с анекдота. Только у них, на всю округу, со хранился бык Ручеек. Пустили его в «экс плуатацию»: за случку — 100 рублей. По том завели консервный завод, который работал зимой, когда обычно селяне пьянствовали. На доходы начали подни мать основное хозяйство, шагнули в пе редовики района, доярке подарили ко рову, колхозников отправили отдыхать на юг, оплачивая из казны. И т. д. и т. п. И многое вопреки закону. На суде в сви детелях односельчане, секретарь райко ма. На сцене — точная копия обычного районного зала заседания. Без занавеса, более того, одновременно и в зале, и на сцене появляются неспешно артисты, зрители. К моменту заполнения зала и в суде заканчивается общий сбор. Начина ется суд с атрибутом почти всех прото кольных формальностей (для точности я пригласил консультанта — члена мур манского суда В. Ткаченко). Постепенно все втягиваются в жесткий, откровенный диспут, не столько по фактам нарушения закона, сколько во вскрытие социальных, общественных бед страны. Идёт напря жённый, эмоциональный, нравственный суд. Сложнейшая задача была у испол нителя роли Сагадеева — заслуженного артиста РСФСР Г. Яшунского. Почти весь спектакль сидит он за «стойкой» молча (и от адвоката отказался) и только всё на копленное в тюрьме (отсидел 5 месяцев), и здесь, на суде, выплескивал в послед нем слове. Творческая судьба опытного актёра, недавно к нам пришедшего, скла дывалась неопределенно. Полная неуда ча (не по его вине) была — в роли Вер шинина в «Трёх сёстрах». В паре с моло дой, высокой, красивой А. Семенишиной 142
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz