Киселев, В. В. Театр – судьба : воспоминания / Василий Васильевич Киселев. – Мурманск : Опимах, 2021. - 170, [1] с., [15] л. ил., цв. ил., портр., фот. : ил., табл.

достаточно сложные, специфические, конкурентные отношения в труппе. Мы поняли: «перегнули палку», с чем даже согласился, твердоупёртный в реализа­ ции своих идей А. М. Пидуст и отменили «прогрессивную» оплату актёрского тру­ да. Народ успокоился, но А. М. Пидусту через пятилетие, вспомнят и это «новше­ ство», игнорируя даже то, что он сам от­ казался, что искренне хотел сделать «как лучше». Что мне можно сказать по это­ му поводу уже из сегодняшнего дня? Выше я писал, как пагубна для общей жизни театра, особенно для постановоч­ ной части, бессистемность работы. Но практика подтверждает, что и излишняя заорганизованность не менее вредна. Ведь достаточно выпасть хотя бы одно­ му звену (как в действительности быва­ ло), и вся стройная система, рассчитан­ ная с точностью до дня, рушится, как фишки домино. Выполнение же за год, наперёд составленное «во что бы то ни стало», ведёт к снижению качества спек­ такля, ради чего всё было и задумано. Пишу я об этом подробно, т. к. с личнос­ тью А. М. Пидуста наш театр связан, как ни с кем «ни до, ни после». Не совсем со­ глашаюсь с очерком Н. Кузнецовой, со­ гласен с его названием «Взлёт и падение Мурманский Облдрамы». И то, и другое произошло в годы его директорства и, во многом, благодаря его неординарной личности. «Взлёт» начался уже в первый год на­ шей совместной работы. Работали мы дружно, с изначально установившейся личной, взаимной симпатией. В мои твор­ ческие дела он абсолютно не вмешивал­ ся, полностью доверяя мне. Как и я в его административные дела. Меня радовало, что он начал налаживать работу произ­ водственных цехов, на той же площади находя разумное улучшение условий труда. Позже вывел столярный цех, шум работы которого 16 лет мешал дневным репетициям, в другое подсобное помеще­ ние. Достроил подсобное помещение, куда перевёл костюмерный цех и даже там построил сауну! Затеял строитель­ ство малой сцены в бывшем репетицион­ ном зале (она начала работать в 1982 году). Ещё при мне начал пробивать идею строительства Дома Актёров. Хо­ рошо помню, как мы обсуждали его ма­ кет, сколько было радостных ожиданий от задумки благого дела. Но городские власти, обещавшие финансовую поддер­ жку, подвели, и идея была близка к сры­ ву. Но не в натуре А. М. Пидуста — сда­ ваться! И он сагитировал местное духо­ венство поддержать «святое дело». Дом был построен, актёры, режиссёры полу­ чили отличное жильё рядом с театром! Но и это благое дело в ближайшем буду­ щем поставят ему в вину. К этому я ещё вернусь в рассказе о повторной нашей кратковременной встрече, в год великой «бузы» части коллектива и начала паде­ ния нашего театра. ...Как я уже упоми­ нал, на август-сентябрь А. М. Пидуст до­ бился наших гастролей в Крыму. Путе­ шествие будь здоров! Но чем сложнее за­ дача, тем интереснее её решать Алексан­ дру Михайловичу. Нужно было вывезти 9 взрослых спектаклей и 3 детских! И организовать зрителя на спектакли со­ вершенно неизвестного крымчанам теат­ ра. И вот мы в Симферополе!.. Централь­ ная крымская газета напечатала мою большую статью перед началом гастро­ лей под заголовком «Театр Заполярья»: «Когда смотришь на географическую карту СССР, видишь, что наше движение из Мурманска в Крым выглядит вертикаль­ ным скольжением вниз по одному и тому 137

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz