Киселев, В. В. Театр – судьба : воспоминания / Василий Васильевич Киселев. – Мурманск : Опимах, 2021. - 170, [1] с., [15] л. ил., цв. ил., портр., фот. : ил., табл.

ромниковой. Режиссёр тоже упёрся. Ну, и что теперь делать? Снимать актрису с роли? Отказываться от режиссёра? Но он приехал из Ленинграда и договор подпи­ сан! К тому же приоритет в таких вопро­ сах за постановщиком, но он должен спектаклем доказать свою правоту. Даю ему право пригласить другую актрису. К вечеру он предложил А. Азарченко, я не возражал, т. к. она не избалована главны­ ми ролями, смело идёт в любое дело, на любой риск, легко подчиняется режиссё­ ру. Спектакль выпустили, но прошёл он всего несколько раз и был снят с реперту­ ара, права была М. П. Скоромникова — расплата за замысел вопреки автору пье­ сы. В этой истории было и продолжение: в 90-е годы уже сама М. П. Скоромнико­ ва поставила и сыграла главную роль в «Наваждении» на малой сцене. По-мое- му, он идёт до сих пор. Спектакль «Оп­ тимистическая трагедия» мы успели вы­ пустить, как и наметили, ко дню 110-ле­ тия В. И. Ленина. Так закончился мой последний сезон в Мурманском Облд- рамтеатре. Но предстояли ещё гастроли в Крыму — А. П. Пидуст вновь блеснул способностью добиться в Министерстве приоритетного к себе отношения. Теперь остановлюсь на очень важном вопросе, связанном с появлением в нашем театре А. М. Пидуста. Он охотно пришёл в наш театр в качестве директора с целью про­ должить свои реформаторские идеи, на­ чатые им в Псковской драме, по комп­ лексному планированию творческо-про- изводственной деятельности областного театра. В Пскове, говорил он, дело по­ ставлено на твёрдые рельсы и ему хочет­ ся проверить свою систему в особых ус­ ловиях работы театра, в Заполярье. Я тоже охотно пошёл на этот эксперимент, понимая необходимость шагов вперёд. Особенно в организационной части ра­ боты постановочной части, администра­ ции, рекламе. В творческой работе театра на основе «вдохновения», когда сроки выпуска спектакля нарушаются, а то и срывают­ ся (режиссёр «ищет»), почти парализует­ ся постановочная часть. Срыв выпуска спектакля смещает весь план общей ра­ боты, т. к. каждый режиссёр жаждет в своё время получить сцену, декорации, костюмы, реквизит. А время работы на сцене обычно ограничено. Реклама, про­ дажа билетов начинаются не позднее, как за месяц. А если сдвинута дата выпуска спектакля? Что делать администрации? Возвращать билеты?... А. М. Пидуст предлагает составлять точный годовой график подготовки и рит­ мичной работы по выпуску спектакля во взаимодействии творческого и производ­ ственных цехов. Т. е. точно устанавливает­ ся название пьес, режиссёр, художник, композитор, балетмейстер даты начала и выпуска спектакля с точностью до дня. Он мне подарил две свои книжицы с дарствен­ ной надписью: «Уважаемому Василию Ва­ сильевичу, прекрасному человеку и ре­ жиссёру. 8.05.85 г.» В них проанализирована деятельность Мурманского драмтеатра с 1975 года по 1982 по разделам: структура репертуара, заполняемость зрительного зала, посеща­ емость зрительного зала, посещаемость постановок классического репертуара, результаты эксплуатационной деятель­ ности (общее количество зрителей, об­ щая сумма сборов) и т. д. и т. п. Плани­ рование репертуара предлагалось делать не только из одного и главного-идейно- художественно качества пьес, а с учётом изучения социального состава потенци­ ального зрителя города, области, куль­ 132

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz