Киселев, В. В. Театр – судьба : воспоминания / Василий Васильевич Киселев. – Мурманск : Опимах, 2021. - 170, [1] с., [15] л. ил., цв. ил., портр., фот. : ил., табл.

Риге. Расчёт на «ленинградский» уровень не помог — спектакль получился вполне средним, кассовый расчёт не совсем оп­ равдался. Не получилось в этом сезоне и другое обращение к зарубежной инсце­ нировке, по мотивам романа М. Ларни «Четвёртый позвонок» — финский автор в те годы у нас был очень популярен. Хо­ телось поучаствовать в объявленной на тот сезон декаде финской драматургии. У меня было желание самому поставить, испытывая глубокое уважение к финнам из общения с ними, с сильными ещё в детстве, чувствуя много общего в нашем мировосприятии. ...Мне нужно было сосредоточиться на «Оптимистической» и мы решили пригласить на постановку «Мошенника поневоле» (так называлась инсцениров­ ка романа М. Ларни) молодого ленин­ градского режиссёра Н. Коробова. Увы, спектакль не получился. Детских спек­ таклей для малышей в репертуаре теат­ ра было вполне достаточно, для юноше­ ства мало, и мы приняли предложение режиссёра — дипломника ЛГИТМиКа В. Филынтинского поставить у нас инс­ ценировку повести В. Катаева «Сын пол­ ка». Заинтересовало нас это предложе­ ние и потому, что спектакль мог быть по­ свящён приближающемуся 35-летию По­ беды. Актриса на главную роль «сына» у нас была — Н. Петрова, отлично играв­ шая мальчишек (ещё у меня в «Красных дьяволятах). Ну, кто бы мог подумать, предполо­ жить, что В. Филынтинский, этот суб­ тильного вида рыжеватый юноша, будет известным профессором Ленинградско­ го театрального института, воспитавшим не один курс актёров, даже создавший какую-то свою систему воспитания, обо­ гащающую саму систему К. С. Станис­ лавского?! Спектакль получился доброт­ ным, профессиональным. Кстати, В. Филь- штинский тогда предлагал поставить и «Муму» Н. Тургенева. Мы не поверили в эту идею, а он её реализовал в Малом драмтеатре на Рубинштейна и вполне успешно. Решение поставить «Трёхгро­ шовую оперу» Б. Брехта возникло от ощущения накопленных творческих воз­ можностей театра, поддержанных ус­ пешными гастролями в очень театраль­ ных городах Риги, Петрозаводска. Зада­ ча сложнейшая — брехтовская система «отстранения». Опыта в этом ещё не было (кроме первой попытки О. Овечкина в спектакле «Бидерман и поджигатели). К тому же под музыку не менее авангардно­ го К. Вайля. За вокал особо не волновались: артисты А. Семенишина, М. Скоромнико­ ва, Е. Макарова, О. Лелянов, К. Баздеров, Л. Ниценко (исполнители главных ролей) обладали и музыкальностью, и голосами. «Трехгрошевая опера», безусловно, глав­ ная удача текущего сезона, думаю, и лучший спектакль режиссёра Г. Ми­ хайлова. Выпустив «Оперу», Г. Михайлов приступил к работе над пьесой Э. Бра­ гинского «Аморальная история» (по ней позже Э. Рязанов поставил фильм «Забы­ тая мелодия для флейты»). Интересная ситуация была со спектаклем «Наважде­ ние» А. Галина. Я уже забыл фамилию режиссёра (возможно, тот же Н. Коро­ бов) приступившего к работе. Букваль­ но после первой же репетиции он и М.П. Скоромникова приходят ко мне. Марина Петровна, исполнительница главной роли, со свойственной ей прямо­ той заявила, что не согласна с трактов­ кой режиссёром её роли и, вообще, спек­ такля. Попросил их поочерёдно изло­ жить своё видение спектакля. И я с та­ кой же прямотой согласился с М. П. Ско- 131

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz