Киселев, В. В. Театр – судьба : воспоминания / Василий Васильевич Киселев. – Мурманск : Опимах, 2021. - 170, [1] с., [15] л. ил., цв. ил., портр., фот. : ил., табл.
Сиплый— Е. Я. Иоффе, Алексей—А. А. Со коловский. Сверх-сверхзадачу спектакля я определил так: осмыслить, вглядеться в лицо поколения, свершившего револю цию, понять, чем мы ему обязаны и к чему оно обязывает нас. Сам В. Вишневский пи сал: «У меня масса не перестраивается (это примитивно). У меня люди своеоб разно — каждый по своему доходят до правды... Дело в глубочайшей силе и про стоте, с которой нужно дать сложное вре мя... Я ищу правду, запахи того времени, прекрасного времени 1917-21 гг.». В пьесе архиинтересна коллизия: старая, преж няя мораль, устои рухнули, а новых нет! Неограниченная свобода, анархия — хоть час, да мой! Не то ли мы проходим с 1991 года вторично?! И опять моё рито рическое: где вы, театры, режиссёры?! Не знаю, не мне судить: получился, не по лучился спектакль. Работали мы увле чённо и спектакль свою задачу выпол нил. В репертуаре он продержался более трёх лет при средней посещаемости 76%. К сожалению, вывезти спектакль на гас троли не могли из-за матросской массов ки (у нас была занята мурманская само деятельность среднего мореходного учи лища). В связи с этим спектаклем вспо минается забавный репетиционный эпи зод (его мне недавно напомнил артист В. Вагайцев). Роль Алексея репетировал А. Соколовский, не так давно принятый в нашу труппу, и я его ещё не очень хо рошо знал. На репетиции финала спек такля он должен был подхватить на руки смертельно раненного Комиссара (арт. М. Скоромникову). У Соколовско го это никак не получалось — не мог он её ловко подхватить (а был он довольно молод, на вид физически хорошо развит). Наконец, я не вытерпел, выскочил из партера на сцену, чтобы показать, как это просто! «Выстрел», падает М. Скором никова, я её подхватываю и... одна моя нога подкашивается (выскочил на ноге мениск — моя застарелая болячка, полу ченная ещё на флоте). Марина Петров на с закрытыми глазами терпеливо по малкивала, полагая, что я демонстрирую какую-то пластическую находку, а я дер жал её из последних сил, стоя на одном колене, боясь её уронить. Общими уси лиями спасали положение. Позже выяс нилось: у Соколовского не совсем дее способна рука («сухота»)! Бедняга — он тщательно скрывал. Но всё-таки вскоре приспособился, и накладок по этой час ти в будущем не было. Я уже упоминал об уходе к этому времени режиссёра О. Овечкина, переезде в Ленинград. Оси лить годовой план постановок вдвоём с Г. Михайловым было сложно, и в 41-м те атральном сезоне были приглашены ре жиссёры из Ленинграда. В плане была пьеса Лопе де Вега «Учитель танцев». Ми хайлов занимался спектаклем «Татуиро ванная Роза» Т. Уильямса. Сам я не стре мился никогда ставить «костюмный», за- падно-европейский спектакль. Инородно это было для меня. Разве только с тепло той я относился к пьесе «Слуга двух гос под» и то, видимо, по причине того, что крепко сидело детское сильное впечатле ние от спектакля по этой пьесе силами са модеятельности Южно-Енисейского клу ба «Красный октябрь». Кстати, никогда не было желания ставить и пьесы В. Шекспира, головой понимая их достоин ства, но эмоционально не чувствуя их. А. М. Пидуст порекомендовал на поста новку «Учителя» ленинградцев: режис сёр — В. Гаузнер, художник — главный художник драмы Горького — А. Слави на, балетмейстер — Г. Замуэль. Репе тиции они начали ещё на гастролях, в 130
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz