Киселев, В. В. Театр – судьба : воспоминания / Василий Васильевич Киселев. – Мурманск : Опимах, 2021. - 170, [1] с., [15] л. ил., цв. ил., портр., фот. : ил., табл.

роде, престижном для всех театров СССР! И на целый месяц! С этого и начиналась статья Т. Яссона в главной латвийской газете «Советская Латвия» (18.09.1979) «Когда будни стано­ вятся праздником»: «Минувшее гастрольное лето было бога­ то яркими и интересными событиями. Наряду со спектаклями известного Москов­ ского Театра сатиры рижане познакомились с творчеством Тульского драматического театра им. М. Горького, так же русского драм ат и ческ ого театра Белорусской ССР...». То есть, мы шли в Риге уже «четвёр­ тым эшелоном», говоря языком театраль­ ной администрации. Когда были сняты все «пенки» зрительского интереса и нужно было иметь театру такой уровень репертуара, мастерства, организаторс­ кой хватки, чтобы привлечь внимание пресытившегося зрителя. Но продолжу цитирование. «И вот новая встреча — Мурманский областной драматический театр. Этот театральный коллектив сравнительно молод, он существует четы­ ре десятилетия. Пока он не был на гастро­ лях в крупных театральных городах стра­ ны — в Москве и Ленинграде (в Ленингра­ де был в 1959 году. — В. К.). Но на плечи таких „далёких" театров ложится очень нелёгкий груз: наравне со столичными сво­ ими собратьями, не отставая от них, не­ сти своему зрителю передовое и высокое ис­ кусство. Театр из Мурманска привлекает своей гастрольной афишей и своим репертуаром, вообще, в него включены сложные произведе­ ния русской и зарубежной классики, совре­ менной советской драматургии. Чехов, Ма­ яковский, Уильямс, Нэш, Шукшин — обра­ щение к любому из этих драматургов тре­ бует от труппы определённого художе­ ственного уровня, подлинного профессиона­ лизма. Театр зорко следит за новинками те­ атральной афиши страны. Одним из пер­ вых он осуществил постановку пьес В. Ро­ зова „Гнездо глухаря " и „Мы, нижеподписав­ шиеся " Л. Гельмана. Впервые на Мурманс­ кой сцене зрители познакомились с теат­ ральной хроникой „Занавес", написанной ленинградцем С. Коковкиным. Думаю, что эту своеобразную пьесу примут к постанов­ ке и другие театры. На прошлогодних гастролях в Риге, ко­ торые прошли с большим успехом, крити­ ки, как правило, отмечали интересную ре­ пертуарную политику театра. Мне же хо­ чется подчеркнуть, что не только сами пьесы, их своеобразное сценическое решение, самобытная игра ведущих, на мой взгляд, актёров — Е. Иоффе, М. Скоромниковой, Л. Ниценко, А. Семенишиной привлекают зрителя к этому театру, но и его нрав­ ственная, гражданская позиция. Она проявляется в самых разных спек­ таклях. Но прежде всего, конечно, в поста­ новке „Клопа" Маяковского (режиссёрзаслу­ женный деятель искусств РСФСР В. Кисе­ лёв, оформление заслуженного художника РСФСР В. Чудзина), где социально остро сталкиваются два мира — мир людей, одер­ жимых революцией и трудом, и пошлый мир мещанства. Спектакль решён плакат- но, агитационно, его внешний рисунок всё время подчёркивает глубину проблемати­ ки пьесы, актуальной и для нашего време­ ни. Среди бесспорных удач театра хочет­ ся назвать и такие спектакли, как „Орфей спускается в ад" Т. Уильямса, „Продавец дождя" Р. Нэша, „Старомодная комедия " А. Арбузова..». Далее идёт обстоятельный анализ спектаклей, игры актёров М. Скоромни­ ковой, Л. Ниценко, А. Семенишиной. За­ канчивая статью, автор пишет: 126

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz