Киселев, В. В. Театр – судьба : воспоминания / Василий Васильевич Киселев. – Мурманск : Опимах, 2021. - 170, [1] с., [15] л. ил., цв. ил., портр., фот. : ил., табл.
тёр, у которого я начинал учёбу режис суре в Киевском театральном институ те. И хотя проучился я у него всего пол года, а на курсе народноо артиста СССР Г. А. Товстоногова почти пять лет, зало женное М. М. Крушельницким помогало в профессии постоянно. День кончины учителя и начала своей самостоятельной творческой жизни воспринял, как некий для себя символ, завещание. Поднимаясь утром на свою первую в жизни репети цию в профессиональном театре по мно гоступенчатой лестнице к Дворцу куль туры, ощущал себя чуть ли не олимпий цем, несущим эстафету-факел, передан ную М. М. Крушельницким. Пьесу «Таня» я подверг сокращению, написанная в 1930-х годах, она было излишне многословна. Сокращать текст я вообще люблю. Нуж ны только самые необходимые слова и, если актер с твоей помощью точно дей ствует в предлагаемых обстоятельствах, то можно сыграть всё задуманное авто ром. Более того, я всю жизнь мечтал по ставить спектакль, где бы действующие лица не произносили ни одного слова, а всё было бы ясно, понятно. К сожалению, мечту эту не реализовал. Вот и здесь в слу чае с «Таней» я выбросил седьмую карти ну (её и в других театрах выбрасывали), довольно иллюстративную, требующую дюжину молодых актёров (в образах Ча паева, Фурманова и др.), которых и не было в труппе. К тому же в нашей деко рации эту сцену (клуб поселка) при отсут ствии сценического круга, без закрытия занавеса быстро не оборудуешь. Надо признать, что оформление спектакля, предложенное В. Алексеевым, было ста тично, тормозило динамику событий... Застольный период обычно у меня зани мает десять репетиций. Было и тут так. «Обговаривание», действенный, событий ный анализ пьесы шли нормально. Но с 12 читок по ролям за столом у Е. Даниловой дело двигалось медленно. Я даже начал беспокоиться — не ошибся ли я в её на значении на роль Тани. Только после не скольких совместных работ я понял ее «метод». Пробует она осторожно, как-то даже робко, невнятно, постепенно погру жаясь в драматургический материал. И казалось, начинает активизироваться в конце застольного периода, но с перехо дом в «выгородки» (в репетиционной ком нате кубами, ширмами, стульями и т. п. выгораживается подобие декораций) сно ва возникает тот же темп, «невнятность». Более того, оказалось, что она от приро ды очень застенчивый человек. В лиричес ких сценах настолько целомудрена, что мужчины-актёры теряют терпение. А она всегда приносит домашнюю заготовку, чтобы обойтись без «этого» или макси мально упростить приспособления объя тий, поцелуев. Но вдруг в один из дней начинает выдавать накопленное, и уже с этого момента развитие образа идёт по на растающей. Видимо, застенчивость при неясности «что» и «как» делать сковыва ли её. Когда же она нащупала зерно об раза, характера, то от лица персонажа, прикрытая им, действовала ограничнее, раскованнее. Собственно, это близко и моей индивидуальности. Из этой творчес кой встречи я понял тезис Станиславско го: «Талантливый актёр сам — система». Бездарному ничто не поможет. Подтверж дение этому я получил буквально на пер вой же репетиции в «выгородках». Роль Германа начал репетировать артист С. По всё тем же меркам — «герой любовник»: высокий, стройный, смазливый, но... не органичный, зажатый, «показушный» (последние качества выяснились на репе тициях). Если что придумает С. дома (обычно глупость), то переубедить труд но. В застольный период работы конф
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz