Киселев, В. В. Театр – судьба : воспоминания / Василий Васильевич Киселев. – Мурманск : Опимах, 2021. - 170, [1] с., [15] л. ил., цв. ил., портр., фот. : ил., табл.

мало субъективизма, порой и непрофес­ сионализма, личных, накопившихся от­ ношений режиссёр (театр) — критик. Тут же непредвзятый взгляд людей «со сто­ роны». (Кстати, за 18 лет работы в Мур­ манской облдраме так и не появилось ста­ тьи о моём «творческом портрете»). Диа­ лог петрозаводских критиков озаглав­ лен в газете «Каждый вечер творчество» (Г. С. — Г. Скворцова, А. А. — А. Алек­ сеев): «А.А. Мне понравилась атмосфера, в которой проходили гастроли. Театральная общественность Петрозаводска оказалась, как всегда, на высоте, по достоинству оценила выступление Мурманского коллектива. Г.С. Думаю, что публика была готова к приёму хорошего театра. Знакомство с его гастрольной афишей во многом предопреде­ лило будущий успех. Театр, играющий Мая­ ковского, Уильямса, Розова, Шукшина, заранее привлекал внимание, вызывал симпатию. А.А. Окончательный контакт между сценой и залом устанавливался на спектак­ лях. Потому что зритель видел не механи­ ческое повторение авторского текста, а творчество каждого члена ансамбля. В этом театре ощущается доверие к актёру, к его духовному миру. Г.С. Говорят, что наш век — это век ато- ма, век космоса и век режиссуры. Мне нравит­ ся такое определение: век режиссуры. Но важ­ но, как его потшать. Нужно кропотливо и вдумчиво работать вместе с актёром, а не стараться выявить только своё «Я». А.А. Эту мысль можно отчётливо про­ следить на примере спектакля по пьесе С. Коковкина «Занавес». Мне кажется, что её появление в репертуаре вполне закономерно. Г.С. Здесь особенно остро понимаешь проблемы, идеи, чувства, которые актёр несёт зрителю, должны быть пропущены через его сердце, должны быть его личным достоянием. А каждое выступление на сце­ не является его исповедью. В этом спектак­ ле как бы сформулированы эстетическая концепция театра, его творческие устрем­ ления... «Занавес» — подлинно актёрский спектакль. Не верю театру, где обилие раз­ личных зрелищных приёмов отдвигают ис­ полнителей на второй план. А.А. Мурманский театр довольно проч­ но стоит на позициях, которые отстаи­ вал и утверждал К.С. Станиславский. И в работе режиссёров, и в игре актёров сказы­ вается школа Ленинградского БДТ, чу в ­ ствуются уроки Товстоногова. В большин­ стве спектаклей всё это умело осваивает­ ся с учётом реальных возможностей теат­ ра и актёрских данных... Г.С. Более полувека назад Станиславский доказал, какое громадное значение для теат­ ра имеет коллектив, который работает в одном ключе, исповедует единые принципы. Хороший современный театр не может не иметь своего лица, своей програлшы. Всё это есть у коллектива из Мурманска. Главному режиссёру, заслуженному дея­ телю искусств В. Киселёву, шестнадцать лет возглавляющему театр, удалось создать подлинный коллектив единомышленников. Достаточно зрима и художественная цель театра: воспитание гражданина, социаль­ но активной личности.». (Газета «Комсомолец» 30.08.1979, г. Петрозаводск). Я бесконечно благодарен коллективу театра за огромный, напряжённый труд и не только на стационаре, но и на выез­ дах по республике. Помимо работы все принимали ак­ тивное участие во множестве встреч со зрителями на предприятиях, институтах, зрительских конференциях. Замечатель­ но работавшее петрозаводское отделение ВТО (Всероссийское театральное обще­ 124

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz