Киселев, В. В. Театр – судьба : воспоминания / Василий Васильевич Киселев. – Мурманск : Опимах, 2021. - 170, [1] с., [15] л. ил., цв. ил., портр., фот. : ил., табл.

дающей силой, а это — главное, и за это пет­ розаводские зрители искренне благодарны его создателям. Мурманчане не побоялись взяться за очень сложный для сценического воплощения материал, они действовали сме­ ло. Смелость их не подвела» (газета «Ле­ нинская правда»). 40-летие театра отметили торжествен­ но, на эмоциональном подъёме. Есте­ ственно, особо волновался я, т. к. должен был сделать доклад о пройдённом теат­ ром пути перед огромной аудиторией почитателей театра, руководства облас­ ти, города. На празднично оформленной сцене, где присутствовал весь коллектив, на аван­ сцене слева поставили столик, за которым сидели я, А. М. Пидуст, завлит Н. Н. Ма­ зур, ведущая вечер. Я зачитал довольно объёмный текст, собственноручно со­ ставленный. Начав, само собой, с создания театра замечательными деятелями филиала БДТ им. А. Горького, привёл «кредо» первого художественного руководителя С. Морщихина, которое стремились ис­ поведовать и мы: «...С первых шагов совместной работы мы поставили перед собой одну, казалось бы, простую и несложную задачу — создать творческий ансамбль. Надо найти общий язык, сколотить крепкий коллектив, срабо­ таться, создать дружную творческую се­ мью... Принципы реалистического искусст­ ва — вот что объединяет нас... И ещё объе­ диняет нас общее желание так играть наши спектакли, чтобы зритель не остался хо­ лодным и бесчувственным кжизни, раскры­ вающейся перед ним на сцене». Позволю себе привести еще одну боль­ шую выдержку из своего доклада — инте­ ресные факты из жизни нашего театра в годы войны. Это того стоит: «Рождённый за два года до Великой Оте­ чественной войны, Мурманский драмте- атр рос, мужал, обретал своё творческое лицо в исключительно сложных условиях во­ енного времени. Кроме постановки спектаклей, по ини­ циативе Отдела искусств и Обкома, Облис­ полкома, театр принял решение о создании из артистов театра 2-х концертных бри­ гад. Уже 15 июля 1941 года концертные бри­ гады приступили к работе». «Работа» эта граничила с подвигом. Нельзя без волнения читать об одном таком эпизоде в воспоминаниях А. Доно- ва, артиста нашего театра: «... Декабрь 1941 года. Самый северный участок Карельского фронта. Мы прибыли на высоту Ударную в расположение погра­ ничного полка. Побывав во всех подразделе­ ниях, собрались двинуться в обратный путь. Но командование полка попросило проводить на боевую операцию по тылам противника один из батальонов. Вместе с бойцами этого батальона мы вышли клинии фронта и на старой, забро­ шенной заставе, дали прощальный концерт. Когда прозвучала команда: „Шагом марш!", зазвучала песня. Это солистка на­ шего ансамбля Марина Удовицкая, забрав­ шись на огромный валун, запела „Прощание" Т. Хренникова. Долго бойцы оглядывались назад и махали нам руками, а песня звучала как напутствие: „Иди, любимый мой, род­ ной, суровый час принёс разлуку...". ...Мы двинулись в обратный путь. Предстояло пройти 40 км. Идти было трудно. Лыж для всех не было. Приходи­ лось передвигаться по снегу пешком, неся на себе инструменты, концертную одеж­ ду, оружие. Шли мы эти 40 км более су­ ток. И только добрались до пункта, где собирались отдохнуть, как нас встрети­ ла телефонограмма, в которой говори ­ 118

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz