Киселев, В. В. Театр – судьба : воспоминания / Василий Васильевич Киселев. – Мурманск : Опимах, 2021. - 170, [1] с., [15] л. ил., цв. ил., портр., фот. : ил., табл.
дающей силой, а это — главное, и за это пет розаводские зрители искренне благодарны его создателям. Мурманчане не побоялись взяться за очень сложный для сценического воплощения материал, они действовали сме ло. Смелость их не подвела» (газета «Ле нинская правда»). 40-летие театра отметили торжествен но, на эмоциональном подъёме. Есте ственно, особо волновался я, т. к. должен был сделать доклад о пройдённом теат ром пути перед огромной аудиторией почитателей театра, руководства облас ти, города. На празднично оформленной сцене, где присутствовал весь коллектив, на аван сцене слева поставили столик, за которым сидели я, А. М. Пидуст, завлит Н. Н. Ма зур, ведущая вечер. Я зачитал довольно объёмный текст, собственноручно со ставленный. Начав, само собой, с создания театра замечательными деятелями филиала БДТ им. А. Горького, привёл «кредо» первого художественного руководителя С. Морщихина, которое стремились ис поведовать и мы: «...С первых шагов совместной работы мы поставили перед собой одну, казалось бы, простую и несложную задачу — создать творческий ансамбль. Надо найти общий язык, сколотить крепкий коллектив, срабо таться, создать дружную творческую се мью... Принципы реалистического искусст ва — вот что объединяет нас... И ещё объе диняет нас общее желание так играть наши спектакли, чтобы зритель не остался хо лодным и бесчувственным кжизни, раскры вающейся перед ним на сцене». Позволю себе привести еще одну боль шую выдержку из своего доклада — инте ресные факты из жизни нашего театра в годы войны. Это того стоит: «Рождённый за два года до Великой Оте чественной войны, Мурманский драмте- атр рос, мужал, обретал своё творческое лицо в исключительно сложных условиях во енного времени. Кроме постановки спектаклей, по ини циативе Отдела искусств и Обкома, Облис полкома, театр принял решение о создании из артистов театра 2-х концертных бри гад. Уже 15 июля 1941 года концертные бри гады приступили к работе». «Работа» эта граничила с подвигом. Нельзя без волнения читать об одном таком эпизоде в воспоминаниях А. Доно- ва, артиста нашего театра: «... Декабрь 1941 года. Самый северный участок Карельского фронта. Мы прибыли на высоту Ударную в расположение погра ничного полка. Побывав во всех подразделе ниях, собрались двинуться в обратный путь. Но командование полка попросило проводить на боевую операцию по тылам противника один из батальонов. Вместе с бойцами этого батальона мы вышли клинии фронта и на старой, забро шенной заставе, дали прощальный концерт. Когда прозвучала команда: „Шагом марш!", зазвучала песня. Это солистка на шего ансамбля Марина Удовицкая, забрав шись на огромный валун, запела „Прощание" Т. Хренникова. Долго бойцы оглядывались назад и махали нам руками, а песня звучала как напутствие: „Иди, любимый мой, род ной, суровый час принёс разлуку...". ...Мы двинулись в обратный путь. Предстояло пройти 40 км. Идти было трудно. Лыж для всех не было. Приходи лось передвигаться по снегу пешком, неся на себе инструменты, концертную одеж ду, оружие. Шли мы эти 40 км более су ток. И только добрались до пункта, где собирались отдохнуть, как нас встрети ла телефонограмма, в которой говори 118
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz