Киселев, В. В. Театр – судьба : воспоминания / Василий Васильевич Киселев. – Мурманск : Опимах, 2021. - 170, [1] с., [15] л. ил., цв. ил., портр., фот. : ил., табл.
будущем, их жизнь во имя будущего... Д а лее режиссёр переходит к разбору инсце нировки...» Ц ентральная пресса поддержала наше обращение к М. Шолохову: Жур налы «Театр» № 9 — 1978 г. и «Театраль ная жизнь» № 11 — 1978 г. поместили фото сцен из спектакля в разделе «Рам па и жизнь». В конце сентября 1978 года спектаклем «Поднятая целина» Мурманская облдра- ма открывала свой юбилейный, 40-й се зон. Приближалось и 40-летие театра в феврале 1979 года. Хотелось подготовить к этому юбилею что-то новое, серьёзное, и я с самого начала сезона приступил к работе над спектаклем «Берег» (инсцени ровка романа Ю. Бондарева). Отношение к автору и роману у меня было двойственное. Ю. Бондарев был мне очень симпатичен: фронтовик, чес тен, порядочен, серьёзен. Он и в годы «перестройки» повёл себя, не в пример многим, исключительно принципиально, дальновидно, заявив на съезде Верховно го Совета: «Мы взлетели на самолёте, не проложив курса, не подготовив аэродро ма для посадки». Я безжалостно сокращал текст инс ценировки, снижая искусственный па фос автора. С самого начала, с пролога спектаклю задавало тон «суровой про стоты и эмоциональности» замечатель ное исполнение артистом «Современни ка» Никулиным песни «Ты припомни, Россия, как всё это было...» Автор под нимает глубокие философские, соци альные, нравственные проблемы. Мир разделен на два берега, два лагеря: ка питализм — социализм. Люди обязаны наводить мосты взаимопонимания, вза имодоверия — об этом говорит опыт второй мировой войны! Но почему на звание «Берег»? Для главного героя Ни китина «берег» — это движение к черте самопознания. Сверхзадача его: поиск и обретение истины. Спектакль в «рам ках» пролога и эпилога: Никитин в них на самолёте, как бы над всем земным шаром, над всеми страстями челове ческими, над историей своей любви. В спектакле важна была нота ностальгии по юности и вины, так мучившей остав шихся в живых фронтовиков. Вспомним А. Твардовского: Я знаю, никакой вины В том, что другие не пришли с войны... Речь не о том, но всё же, всё же, всё же... В спектакле молодого Никитина иг рал В. Стоменок, пожилого — К. Базде- ров, фронтовик. Эмму в этих двух ипо стасях, как я уже упоминал, — А. Азар ченко. Я был доволен всеми исполните лями — и главных, и эпизодических ро лей. В этом же сезоне Г. Михайлов к 60-ле- тию ВЛКСМ поставил «Двадцать лет спу стя» М. Светлова с участием нашей ак тёрской молодёжи, «Орфей спускается в ад» Т. Уильямся (в главных ролях А. Се- менишина, В. Перепелицын) и «Мы — нижеподписавшиеся» А. Гельмана. Пос ледний спектакль был малоудачным, прошёл всего несколько раз. Почти все эти спектакли, заготовлен ные в текущем сезоне, мы вывезли на летние гастроли в Петрозаводск и Ригу. О гастролях ниже, а для завершения рассказа о «Береге» приведу оценку его Петрозаводской прессой: «... Без издержек спектакль„Берег" не обошёлся. Но основную мысль, основную идею романа Ю. Бондарева театру удалось передать с немалой убеж 117
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz