Киселев, В. В. Театр – судьба : воспоминания / Василий Васильевич Киселев. – Мурманск : Опимах, 2021. - 170, [1] с., [15] л. ил., цв. ил., портр., фот. : ил., табл.

будущем, их жизнь во имя будущего... Д а ­ лее режиссёр переходит к разбору инсце­ нировки...» Ц ентральная пресса поддержала наше обращение к М. Шолохову: Жур­ налы «Театр» № 9 — 1978 г. и «Театраль­ ная жизнь» № 11 — 1978 г. поместили фото сцен из спектакля в разделе «Рам­ па и жизнь». В конце сентября 1978 года спектаклем «Поднятая целина» Мурманская облдра- ма открывала свой юбилейный, 40-й се­ зон. Приближалось и 40-летие театра в феврале 1979 года. Хотелось подготовить к этому юбилею что-то новое, серьёзное, и я с самого начала сезона приступил к работе над спектаклем «Берег» (инсцени­ ровка романа Ю. Бондарева). Отношение к автору и роману у меня было двойственное. Ю. Бондарев был мне очень симпатичен: фронтовик, чес­ тен, порядочен, серьёзен. Он и в годы «перестройки» повёл себя, не в пример многим, исключительно принципиально, дальновидно, заявив на съезде Верховно­ го Совета: «Мы взлетели на самолёте, не проложив курса, не подготовив аэродро­ ма для посадки». Я безжалостно сокращал текст инс­ ценировки, снижая искусственный па­ фос автора. С самого начала, с пролога спектаклю задавало тон «суровой про­ стоты и эмоциональности» замечатель­ ное исполнение артистом «Современни­ ка» Никулиным песни «Ты припомни, Россия, как всё это было...» Автор под­ нимает глубокие философские, соци­ альные, нравственные проблемы. Мир разделен на два берега, два лагеря: ка­ питализм — социализм. Люди обязаны наводить мосты взаимопонимания, вза­ имодоверия — об этом говорит опыт второй мировой войны! Но почему на­ звание «Берег»? Для главного героя Ни­ китина «берег» — это движение к черте самопознания. Сверхзадача его: поиск и обретение истины. Спектакль в «рам­ ках» пролога и эпилога: Никитин в них на самолёте, как бы над всем земным шаром, над всеми страстями челове­ ческими, над историей своей любви. В спектакле важна была нота ностальгии по юности и вины, так мучившей остав­ шихся в живых фронтовиков. Вспомним А. Твардовского: Я знаю, никакой вины В том, что другие не пришли с войны... Речь не о том, но всё же, всё же, всё же... В спектакле молодого Никитина иг­ рал В. Стоменок, пожилого — К. Базде- ров, фронтовик. Эмму в этих двух ипо­ стасях, как я уже упоминал, — А. Азар­ ченко. Я был доволен всеми исполните­ лями — и главных, и эпизодических ро­ лей. В этом же сезоне Г. Михайлов к 60-ле- тию ВЛКСМ поставил «Двадцать лет спу­ стя» М. Светлова с участием нашей ак­ тёрской молодёжи, «Орфей спускается в ад» Т. Уильямся (в главных ролях А. Се- менишина, В. Перепелицын) и «Мы — нижеподписавшиеся» А. Гельмана. Пос­ ледний спектакль был малоудачным, прошёл всего несколько раз. Почти все эти спектакли, заготовлен­ ные в текущем сезоне, мы вывезли на летние гастроли в Петрозаводск и Ригу. О гастролях ниже, а для завершения рассказа о «Береге» приведу оценку его Петрозаводской прессой: «... Без издержек спектакль„Берег" не обошёлся. Но основную мысль, основную идею романа Ю. Бондарева театру удалось передать с немалой убеж­ 117

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz