Киселев, В. В. Театр – судьба : воспоминания / Василий Васильевич Киселев. – Мурманск : Опимах, 2021. - 170, [1] с., [15] л. ил., цв. ил., портр., фот. : ил., табл.
хина на сцене ДК им. С. М. Кирова. Это был первый стационарный театр Заполя рья (не считая флотского театра), свиде тельство истинного внимания государства к духовным запросам северян. Рождён ный за два года да начала войны, он и в те трагические дни продолжал выпускать спектакли, давать концерты непосред ственно на фронте. Одним словом, театр со славной, почётной родословной. Но всё это я узнал позже, по крупицам собирая архивные материалы, надеясь создать при театре свой музей. Увы, не получилось и не по нашей вине. Успех спектакля в большой степени за висел от исполнительницы заглавной роли Тани. После просмотра спектаклей я не увидел точного попадания на эту роль, приближался к решению взять са мую молодую К. Белову. Но главреж на стойчиво предлагал Е. Данилову, уверяя, что нужен значительный актёрский опыт и то, что её творческий потенциал не до конца раскрыт. Я поверил в его доводы. Позже я узнал, что Борзунов нескрывае мо симпатизировал Даниловой и в теат ре это было общеизвестно. Так или иначе Е. Данилова действи тельно сделала многое для успеха спек такля. На роль Германа, центральную мужскую роль, хотел взять сразу же при глянувшегося мне 39-ти летнего К. Базде- рова, но главреж не дал, так как плани ровал занять его в своем ближайшем спек такле. Но творческая встреча с К. Базде- ровым состоялась ровно через год, и я не ошибся в нём. Немало потом мы сделали совместных интересных работ, сохраняя на все годы самые искренние, теплые че ловеческие отношения. Художником мне определили В. Алексеева, штатного оче редного. Главным был заслуженный ху дожник РСФСР В. Чудзин, художник не уёмной фантазии, истинно театральный художник, не окончивший творческих учебных заведений, не в пример малоин тересному В. Алексееву, закончившему театральный факультет Академии худо жеств Ленинграда. Музыкальное офор мление осуществляла Э. Блок (вскоре уехав шая в Ленинград на Ленфильм). Но музы ку искал, определял я сам. Когда у меня «забродит» материал пьесы, я определен но ощущаю её эмоциональный настрой, ритм, атмосферу. Лейтмотивом спектак ля «Таня» стала 7-я симфония С. Проко фьева — светлая, лирическая, какая-то хрустальная, как тот мирок семейного счастья, выстроенный Таней и разбив шийся под ударами реалий жизни. Конкретная работа с актёрами нача лась на гастролях, куда вскоре отправи лась часть театра. Как сейчас помню этот день и посёлок Кировск, где начались ре петиции. Малюсенький посёлок из смеси домов городского типа и бараков, зажа тых высоченными горами на берегу озе ра, уже тогда «мертвого», отравленного отходами производства апатита. Было уже начало апреля, но громадные сугро бы до самых крыш деревянных домов, казалось, не растают никогда. Меня, ото щавшего за долгие студенческие годы, поразили качество и дешевизна еды в до потопной столовой недалеко от барака- гостиницы. После ленинградского 50-ти копеечного столового «комплекса» здесь за те же деньги накладывали в два раза больше и вкуснее. Половину суточных командировочных хватало на двухразо вое обильное питание. Репетировали в здании ДК «Горняк», гордо задравшего свой фасад на горке, в конце длиннющей к нему лестницы. В день начала работы то ли из газет, то ли по радио узнал, что скончался народный артист СССР М. М. Крушельницкий — выдающийся украинский режиссер, ак
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz