Киселев, В. В. Театр – судьба : воспоминания / Василий Васильевич Киселев. – Мурманск : Опимах, 2021. - 170, [1] с., [15] л. ил., цв. ил., портр., фот. : ил., табл.

хина на сцене ДК им. С. М. Кирова. Это был первый стационарный театр Заполя­ рья (не считая флотского театра), свиде­ тельство истинного внимания государства к духовным запросам северян. Рождён­ ный за два года да начала войны, он и в те трагические дни продолжал выпускать спектакли, давать концерты непосред­ ственно на фронте. Одним словом, театр со славной, почётной родословной. Но всё это я узнал позже, по крупицам собирая архивные материалы, надеясь создать при театре свой музей. Увы, не получилось и не по нашей вине. Успех спектакля в большой степени за­ висел от исполнительницы заглавной роли Тани. После просмотра спектаклей я не увидел точного попадания на эту роль, приближался к решению взять са­ мую молодую К. Белову. Но главреж на­ стойчиво предлагал Е. Данилову, уверяя, что нужен значительный актёрский опыт и то, что её творческий потенциал не до конца раскрыт. Я поверил в его доводы. Позже я узнал, что Борзунов нескрывае­ мо симпатизировал Даниловой и в теат­ ре это было общеизвестно. Так или иначе Е. Данилова действи­ тельно сделала многое для успеха спек­ такля. На роль Германа, центральную мужскую роль, хотел взять сразу же при­ глянувшегося мне 39-ти летнего К. Базде- рова, но главреж не дал, так как плани­ ровал занять его в своем ближайшем спек­ такле. Но творческая встреча с К. Базде- ровым состоялась ровно через год, и я не ошибся в нём. Немало потом мы сделали совместных интересных работ, сохраняя на все годы самые искренние, теплые че­ ловеческие отношения. Художником мне определили В. Алексеева, штатного оче­ редного. Главным был заслуженный ху­ дожник РСФСР В. Чудзин, художник не­ уёмной фантазии, истинно театральный художник, не окончивший творческих учебных заведений, не в пример малоин­ тересному В. Алексееву, закончившему театральный факультет Академии худо­ жеств Ленинграда. Музыкальное офор­ мление осуществляла Э. Блок (вскоре уехав­ шая в Ленинград на Ленфильм). Но музы­ ку искал, определял я сам. Когда у меня «забродит» материал пьесы, я определен­ но ощущаю её эмоциональный настрой, ритм, атмосферу. Лейтмотивом спектак­ ля «Таня» стала 7-я симфония С. Проко­ фьева — светлая, лирическая, какая-то хрустальная, как тот мирок семейного счастья, выстроенный Таней и разбив­ шийся под ударами реалий жизни. Конкретная работа с актёрами нача­ лась на гастролях, куда вскоре отправи­ лась часть театра. Как сейчас помню этот день и посёлок Кировск, где начались ре­ петиции. Малюсенький посёлок из смеси домов городского типа и бараков, зажа­ тых высоченными горами на берегу озе­ ра, уже тогда «мертвого», отравленного отходами производства апатита. Было уже начало апреля, но громадные сугро­ бы до самых крыш деревянных домов, казалось, не растают никогда. Меня, ото­ щавшего за долгие студенческие годы, поразили качество и дешевизна еды в до­ потопной столовой недалеко от барака- гостиницы. После ленинградского 50-ти копеечного столового «комплекса» здесь за те же деньги накладывали в два раза больше и вкуснее. Половину суточных командировочных хватало на двухразо­ вое обильное питание. Репетировали в здании ДК «Горняк», гордо задравшего свой фасад на горке, в конце длиннющей к нему лестницы. В день начала работы то ли из газет, то ли по радио узнал, что скончался народный артист СССР М. М. Крушельницкий — выдающийся украинский режиссер, ак­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz