Киселев, В. В. Театр – судьба : воспоминания / Василий Васильевич Киселев. – Мурманск : Опимах, 2021. - 170, [1] с., [15] л. ил., цв. ил., портр., фот. : ил., табл.

кирпичной стены и опущенных штанке­ тах. Идёт сбор декорации предстоящего спектакля и одновременно сбор труппы после летнего отпуска. К финальной картине сцена вы глядела в полном оформлении, шли репетиции. На «пре­ мьере», под финал героиня теряет со­ знание. И не совсем зрителю понятно: то ли это по роли, то ли в действительнос­ ти... Идёт занавес, зрители аплодируют, не зная истинной драмы. По-моему, мы решили, что на поклон Марине Петров­ не не нужно выходить — пусть зритель домысливает. Сергей Коковкин приехал на премье­ ру. Понравился ему спектакль, особенно игра Марины Петровны. Они даже под­ ружились, встречались неоднократно в Москве. И мы с тех пор поддерживали связь в письмах, открытках. А однажды (уже при моей работе в Севастопольском драмтеатре) неожиданно появился с же­ ной А. Родионовой, актрисой А. Покров­ ской у нас на квартире (в составе турис­ тической группы из Ялты). На кухоньке посидели, повспоминали былое. Он считает меня крёстным отцом, так как «Занавес» был первым его опытом драматурга. Я до сих пор не знаю — ста­ вился ли этот спектакль ещё где-нибудь? Из Ленинграда он перебрался в Мос­ кву, работал в театре им. Моссовета, где ставил уже другие новые пьесы сам. В годы «перестройки» круг его деятельно­ сти расширился, печатался и за рубежом, ставил там спектакли. Серёжа — умный, доброжелательный, интеллигентный человек, замечательный актёр, помнящий, не в пример другим, сделанное ему добро. М. Скоромникова привезла из Москвы от него солидный том его пьес, прозы «Иди ко мне» с дарствен­ ной надписью мне. Его произведения пе­ реведены на 9 иностранных языков, в том числе на английский, немецкий, итальян­ ский, японский и др. В 38 театральном сезоне получился пе­ ребор пьес советских малоизвестных авто­ ров. Кроме «Занавеса» поставили «Нину» М. Кутерницкого, «Допрос» С. Родионо­ ва. К тому же В. А. Минин накатал оче­ редную пьесу «На главном направле­ нии» — эпизод Великой Отечественной войны на Западной Лице, под Мурман­ ском. Эта пьеса была хуже его предыду­ щих. Место действия: окоп командного пункта, драматического действия ника­ кого, одни разговоры-переговоры по те­ лефону. Актёров было жаль — играть не­ чего! Директор В. Минин усиленно орга­ низовывал школьные культпоходы, об­ суждение спектакля с учениками. Тут надо сказать о том, что нехорошо себя повёл Г. Михайлов. При нашем пер­ вом обсуждении пьесы он резко её рас­ критиковал за «полное отсутствие сцени­ ческого действия». Но через пару дней В. Минин заявил мне, что Г. Михайлов «серьёзно подумал и не возражает поста­ вить». Я сильно удивился сообщению и предложил встретиться в кабинете ди­ ректора втроём, хочу, мол, сам услышать об этом от Г. Михайлова. Встречаемся. Я задал соответствующий вопрос Григорию Григорьевичу. Избегая моего взгляда, он забормотал что-то вроде «ещё раз прочи­ тал, по-моему, в пьесе что-то есть... Дора­ ботаем с автором». В. Минин помалкивал. Ясно было — обработал Г. Михайлова, возможно, пообещал поделить гонорар (Министерство культуры выплачивало приличные «авторские» в случае первой постановки в театре). Ничто не спасло спектакль, несмотря на административную накачку зрителя, он быстро выпал из репертуара. Это 113

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz