Киселев, В. В. Театр – судьба : воспоминания / Василий Васильевич Киселев. – Мурманск : Опимах, 2021. - 170, [1] с., [15] л. ил., цв. ил., портр., фот. : ил., табл.

ших серьёзных, «взрослых» ролей. Вот что сказала она сама корреспонденту «Полярной правды» 3. Боровой: «Для меня прошедший сезон был инте­ ресен тем, что я сыграла Вальку в „Иркут­ ской истории". Эта роль была переломной в моей творческой биографии. До сих пор играла девчонок, мальчишек, но режиссёр по­ верил в меня, как в актрису и дал иную роль... Я и сама чувствовала, что могу делать дру­ гие роли, более серьёзные, значительные...» И это был действительно её успех. Я что-то не слышал от зрителей, не читал в прессе иного мнения. А «события», к сожа­ лению, в театре бывают не так часто! Этот опыт позволил доверить ейи сложную роль в будущем спектакле «Берег». Ну, кто бы мог в нашей труппе тогда сыграть Эмму в юном возрасте и пожилом? Под таким же «приглядом» творчес­ ки росли К. Белова, В. Стоменок, Л. Ни- ценко и др. Если уж говорить о «режиссёрских пристрастиях», то почему Н. Кузнецова обошла вопрос в очерке о Г. Михайлове, ставившего спектакли на актрису А. Се- менишину, свою жену? Хотя на те же роли были и другие актрисы, имеющие на то полное право. Я неоднократно де­ лал режиссёру упрёк по этому поводу и, видимо, надо было мне быть более ка­ тегоричным, нетерпимым. В труппе-то все видели, понимали... ...Желание поставить спектакль о за­ кулисной жизни театра было давно. Если и бывает что-то об этом в театре, кино, то больше о «красивой» жизни актёров, режиссёров. Хотелось рассказать иное, показать закулисную жизнь, полную на­ стоящей драмы, сложности. Совершенно случайно подвернулась новая пьеса ни­ кому не известного автора С. Коковки- на, нигде не ставившаяся. Связался с ав­ тором, оказалось, он актёр театра Аки­ мова в Ленинграде. Более того, мы учи­ лись одновременно во ЛГИТМиКе, и я даже видел его, заслуженого артиста РСФСР в спектакле «Троянской войны не будет» в главной роли Гектора (об этом спектакле я упоминал раньше). Видел в кинофильмах и его отца, актёра того же театра (или Театра им. Комис- саржевской). Актёрам пьеса понравилась своей правдивостью. И то: автор — ак­ тёр, знает театр изнутри, пишет хорошим современным литературным языком. По жанру пьеса «Занавес», в общем-то, ме­ лодрама, жанр, по тем временам, не осо­ бо одобряемый. Но С. Коковкин излага­ ет драму без малейших сантиментов, даже скупо, жёстко. Пьеса была интересна и тем, что по­ казывала «кухню» творчества театра, вза­ имосвязь, взаимопроникновение быто­ вой и профессиональной жизни. И ещё одна особенность авторского приёма: «театр в театре» — действующие лица готовят премьеру спектакля, репе­ тируют историю, схожую с реальной си­ туацией в судьбе исполнительницы глав­ ной роли. Острота драмы в том, что ве­ дущая актриса небольшого периферий­ ного театра, узнав о беспощадном диаг­ нозе, сбежала из больницы. Сбежала, чтобы не сорвать премьеру и, может быть, на сцене и закончить свой земной путь. В финале так и произошло. Глав­ ную роль я поручил М. Скоромниковой, зная её способность скупыми вырази­ тельными средствами достичь муже­ ственного драматизма, так необходимо­ го в этой трагической мелодраме. С художником спектакля — заслу­ женным художником РСФСР В. Чудзи- ным — мы решили начать действие при полной оголённости сцены, до задней, 112

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz