Киселев, В. В. Театр – судьба : воспоминания / Василий Васильевич Киселев. – Мурманск : Опимах, 2021. - 170, [1] с., [15] л. ил., цв. ил., портр., фот. : ил., табл.

я и делал из внутренней полемики с учи­ телем, с его решением «оратории», о чём выше писал. Цитировать там было нече­ го — полная неудача. Что касается «Эзо­ па», то видел я его один раз и, поскольку сам ставил через 10 лет, потому помнил лишь одного Полицеймако-Эзопа, сто­ ящего в одной статуарной позе, изрека­ ющего афоризмы своим неподражаемо сочным голосом. По-моему, наш Эзоп — В. Туманов был интереснее, разнообразнее. И, вооб­ ще, я всегда и во всём исповедую одну заповедь: надо пить из своего стакана, маленькое — но своё. И сыну внушал, напутствовал то же самое. К очерку Н. Кузнецовой я вернусь ещё, чтобы коснуться работы театра в 80-х го­ дах, чтобы развеять её ложь о нашем якобы конфликте с директором театра А. М. Пидустом. К сожалению, напеча­ танное ею — единственный материал о жизни театра 1960-80 гг. Очерк Т. Чес- ноковой о театре весьма компетентный и объективный, но о времени 1930-50 гг. На мне лежит наибольшая ответствен­ ность как на художественном руководи­ теле работы театра этого периода за фак­ ты жизни, творчества коллектива, тем бо­ лее, моих личных взаимоотношений с директорами, режиссёрами, актёрами. При всей общей положительной оценке моего личного участия во взлёте Мур­ манской Облдрамы, не могу не сожалеть, если только это изложение истории на­ шего театра останется, как правда в пос­ ледней инстанции. По театрально-служебным делам я ежегодно раза три-четыре выезжал в сто­ лицу. Реже приходилось навещать Ле­ нинград, в основном для просмотра в институте выпускников-актёров. Когда сформировался основной костяк моло­ дых актёров, эта надобность отпала. Но пребывание в Питере я дважды использо­ вал для организации встречи с однокаш­ никами по театральному институту, с теми, кто остался там работать: Ю. Ройт- берг-Аксёнов (БДТ), В. Голиков (театр Комедии), А. Корепанова, В. Геллер (те­ левидение). Когда впервые посетил Питер, то вы­ яснил, что они не встречаются, не обща­ ются. Я, по периферийной наивности, удивился этому и проявил инициативу по общему сбору. Таких встреч было две. Первая на квартире только что женив­ шегося Юры Ройтберга. Пришли все. Встречу смутно помню. Припоминается только предельная теснота их жилья и разбитная интеллектуалка — жена Ак­ сенова, хвастающая сувениром, приве­ зённым из-за «бугра»: висящий на стен­ ке небольшой барельеф «33 позы любви». Вскоре они разошлись, Юрий взял фамилию жены и не поменял её даже при повторной женитьбе. Вторая встреча состоялась в одноком­ натной квартирке Аси Корепановой, где она проживала одна. Эта встреча была более тёплой — тон задала хозяйка. В. Го­ ликов задерживался, и из предваритель­ ного разговора я понял: столичная жизнь полна нам неведомых сложностей: интри­ ги, интриги, интриги (особенно на ТВ). Од­ нокашники высказали претензии Голико- ву. Когда он пришёл, договорились на от­ кровенный, по «гамбургскому счёту» раз­ говор «питерцев». Выложили ему претен­ зии (суть их уже и не помню). Голиков слабо защищался, но в итоге обещал учесть критику. Меня благодарили за инициативу сбора, но я понял: не собира­ лись до меня, не соберутся и в будущем. Прошло несколько лет, мне предсто­ яла поездка в Ленинград, и я написал Асе 110

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz