Киселев, В. В. Театр – судьба : воспоминания / Василий Васильевич Киселев. – Мурманск : Опимах, 2021. - 170, [1] с., [15] л. ил., цв. ил., портр., фот. : ил., табл.

ПРАВДА О ВЗЛЕТЕ И ПАДЕНИИ «Взлёт и падение Мурманской драмы», как было на самом деле. — Освобождение В. Л . Минина от должности директора театра В очерке Н. Кузнецовой «Взлёт и па­ дение Мурманской драмы», (журнал «Мурманский берег» № 4 — 1998 г.) чи­ таем: «Помимо вкусов публики, главному ре­ жиссёру приходилось считаться с инстанци­ ей, без одобрения которой ни одна пьеса не могла попасть в репертуар — обкомом КПСС... В ответ на доброе отношение театр послушно ставил „Погоду на завтра", „Чело­ век и глобус", „Ангарская баллада", „Поднятая целина". Это была плата за право ставить Розова, Вампилова, Рощина...» Тут враньё на каждом слове. Особен­ но непростительно для Н. Кузнецовой, работавшей в Управлении культуры, ко­ торая точно знает, что репертуар утвер­ ждало Управление театров РСФСР в Москве. Наше областное Управление культуры мы только знакомили, стави­ ли в известность, что везём на утвержде­ ние. Ни обком, ни горком в этом не при­ нимали ни малейшего участия! Только один раз, в связи с гастролями в Прибал­ тику, возник разговор с секретарём по идеологии по поводу одного спектакля («Пробуждать спящих» — я описал) и то полюбовно договорились. Коль пришлось цитировать Н. Кузне­ цову, то не удержусь — вот ещё одно её наблюдение: «Забыть (?) уроки своего Ве­ ликого учителя Киселёв не мог и не хотел. Иные находки Товстоногова цитировались им впрямую»... Вот это да! Вот это для меня «Великое открытие», хотелось бы только подтверждения конкретными примерами. На эту тему более примет­ ливо заметил мой однокашник, режиссёр В. Галашин, просмотревший несколько моих спектаклей: «Вася, в твоих спектак­ лях я чувствую что-то товстоноговское». Галашин имел ввиду эстетику спек­ таклей, вполне понятную художествен­ ную общность с принципами Учителя. Ответно и я бы мог сказать о его спек­ такле «Старомодная комедия». А общ­ ность эта в максимально психологичес­ кой достоверности, минимуме вырази­ тельных средств, эмоциональной напол­ ненности, режиссёрской «раствореннос- ти» в актёре, полном отрицании забот «самовыражения» и «оригинальности» (Товстоногов не раз напутствовал, бук­ вально его слова: «нарочно оригиналь­ ным быть нельзя»). А что я мог «процитировать» из Тов­ стоногова, если из 50-ти мной поставлен­ ных спектаклей лишь два названия совпа­ дают: «Иркутская история» и «Эзоп». Товстоноговская «История» и моя — пол­ ная противоположность. Свой спектакль 109

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz