Киселев, В. В. Театр – судьба : воспоминания / Василий Васильевич Киселев. – Мурманск : Опимах, 2021. - 170, [1] с., [15] л. ил., цв. ил., портр., фот. : ил., табл.

рясе. Убедительны были артисты В. Кам- кин, В. Кецман, В. Ерасов и др. В этом спектакле я, как говорится, ду­ шеньку отвёл. Как уже сказал сам В. Шук­ шин, его герои мне бесконечно симпатич­ ны. Во-вторых, была возможность в му­ зыкальном оформлении использовать мой любимый инструмент — баян, по мо­ ему глубокому убеждению, как никто вы­ ражающий душу характер русского чело­ века. Роберт Александрович Холопов, зав- муз, чутко понимающий и автора, и меня, лейтмотивом использовал симфоничес­ кую поэму «Памяти Шукшина» компози­ тора, дирижёра Г. Светланова. Замеча­ тельная, сердечная музыка в разработке любимой песни В. Шукшина «Калина красная». По-моему, я удачно придумал финал спектакля. Завершается всё «рамочно» (то же общее собрание), председатель заявля­ ет: «...А насчёт баяна... не горюй, Вениа­ мин! Мы тебе скинемся и всем миром баян купим. А пока играй на казённом!» Секретарь собрания срывает с доски объявление о повестке прошедшего собра­ ния, жители уносят стол, скамейки, сту­ лья. Крутится круг, люди идут по кругу, судачат. Заливается баян! Разворот круга на 180 градусов с той же доской объявле­ ния, но на ней уже другой текст: «Сегод­ ня в клубе к /ф „Калина красная", нача­ ло...» Баян перекрывается светлой, неж­ ной, но и мощной музыкальной поэмой Светланова. Занавес... Спектакль успешно шёл, я его любил. Пресса, отмечая отдельные недостатки, спектакль приняла положительно. Рецен­ зент Т. Бойкова («Комсомолец Заполя­ рья») статью с заголовком «Здравствуй, Василий Макарович!» так заканчивала: «Среди зрителей на этом спектакле моло­ дёжь составляло большинство. От её имени театру наша глубокая благодарность! За встречу с людьми, за встречу с жизнью, за встречу с Шукшиным». По какой-то случайности оказавший­ ся в нашем театре известный фронтовой фоторепортёр Е. Халдей сделал несколь­ ко снимков «Характеров» (они были на­ печатаны в газете «Советская культура»). Здесь я и заручился поддержкой моей идеи присвоить нашему театру имя К. Си­ монова. Е. Халдей даже пообещал поддер­ жку в этом благом деле вдовы писателя. Он выполнил свои обещания, но увы — идею не поддержали в Москве. Есть сним­ ки и мурманского фотографа и, в частно­ сти, отличные кадры с В. Цибиным, по злому року сыгравшему Попа всего не­ сколько раз (подробнее об этом немного позже). Помимо татарского драматурга Ш. Ху­ сайнова («Белое платье матери») открыл я для себя ещё одного талантливого авто­ ра — Т. Миннулина, написавшего пьесу «Белая ворона». При всей, видимо, люб­ ви татар к белому цвету смысл «белого» у автора различен. Если у Хусайнова он — символ чистоты, нравственности, то у Миннулина прямой смысл — «белая во­ рона среди всех чёрных». Таков главный герой пьесы — Альмандар, 90-летний ста­ рик, прагматик и философ, способный ещё влюбиться в подругу детства. Заинтересовал редкий жанр пьесы — комедия-притча. Подобного я ещё не ста­ вил: взаимодействуют реальные люди и Аллах, ангелы! Исходное событие: Аллах с ужасом обнаружил, что Альмандар жи­ вёт на свете дольше положенного ему сро­ ка, посылает ангела смерти Азраила выяс­ нить, в чём дело, навести порядок на зем­ ле... А старик предельно энергичен: стро­ ит дом, собирается жениться на 70-летней вдове и т. д. Аллах в гневе, Ангел бесси­ 106

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz