Киселев, В. В. Театр – судьба : воспоминания / Василий Васильевич Киселев. – Мурманск : Опимах, 2021. - 170, [1] с., [15] л. ил., цв. ил., портр., фот. : ил., табл.
здесь же, рядом. Перед прощанием Воз несенский интересуется моим денежным положением, обещает завтра же выдать аванс. Выхожу довольный доброжела тельностью встречи, и оттого кажется, что и на улице заметно посветлело. На следующий день в кабинете же ди ректора меня представили начальнику Управления культуры Лидии Андреевне Клюшевой. Хорошего роста, статная 40-летняя женщина с благородным про филем социальной героини (читатель поймет, простит меня — инстинктивно, профессионально делящего, оцениваю щего всех людей по традиционным клас сификациям амплуа). Во всем её облике, пластике сквозило органичное, природ ное достоинство. Опять же позже узнаю: Л. А. Клюшева в актрисах никогда не чис лилась, если не считать участие в молодо сти в самодеятельных спектаклях (напри мер, в роли Кручининой в «Лесе» А. Ост ровского). Нет человека в области, сделав шего для культуры больше! Бесконечно благодарен Лидии Андреевне за всё то, что она сделала лично для меня и, глав ное, рискнула через полтора года ещё не до конца оперившемуся режиссёру дове рить художественное руководство облас тного театра. Многие годы её моральная поддержка помогала преодолевать неис числимые трудности и многосложности жизни ни на что не похожего творческо го организма, каким является театр. Мур манский Облдрамтеатр тогда переживал трудные времена, почти 20 лет (с после военных) мыкался по разным площадкам, не имея стационарной базы. Восемь лет тянулось строительство нового здания Облдрамтеатра. Посещаемость спектак лей низкая, слабая постановочная часть, недокомплект труппы и т. д. От всего это го твёрдой творчески ясной репертуарной политики у театра нет. С режиссурой свои 10 сложности. В штате, кроме главрежа, только один очередной режиссер В. Об норский, на год раньше меня закончив ший наш институт. Но он, поставив пару спектаклей, уже подал заявление на увольнение. Видимо, не устроили условия работы фактически «передвижного» те атра. Начинаем переговоры с главрежем о главном — что мне ставить? М. А. Борзу нов сразу же предложил выбирать пьесу самому. Но только одно пожелание: что-нибудь из советской классики. Я за сел за просмотр нашей драматургии, по лагая, что интерес зрителя сегодня мож но привлечь к проблемам любви, семьи, не забывая товстоноговских требований «добротности» драматургического мате риала. Всему этому, показалось, соответ ствует подзабытая (а здесь шла в сезон 1939-40 гг.) пьеса А. Арбузова «Таня». Ру ководство театра мой выбор поддержало. Я начал просматривать спектакли, знако миться с актерами. Труппа выглядела доб ротной и с явным творческим потенциа лом. Правда, молодежи было мало, а те молодые, что были — малоинтересны (кроме двух: К. Беловой, Е. Иоффе). Ук рашением труппы были заслуженный артист Латвийской ССР В. Туманов, упо мянутая выше заслуженная артистка РСФСР Е. Шаповалова, артист А. Рогачев- ский и др. В театре жили художественные традиции основателей театра С. А. Мор- щихина, А. В. Шубина, А. А. Добротина, Т. Г. Савиной, Л. П. Юренина, С. Ящиков- ского и др. Создан театр 1 февраля 1939 года на творческой и производственной базе филиала БДТ им. Горького, выехав шего из Ленинграда в 1936 году на долго срочные гастроли в Заполярье. Открылся театр спектаклем «Генеральный консул» П. Тура и Л. Шейнина в постановке худо жественного руководителя С. А. Морщи-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz