Киселев, В. В. Театр – судьба : воспоминания / Василий Васильевич Киселев. – Мурманск : Опимах, 2021. - 170, [1] с., [15] л. ил., цв. ил., портр., фот. : ил., табл.

здесь же, рядом. Перед прощанием Воз­ несенский интересуется моим денежным положением, обещает завтра же выдать аванс. Выхожу довольный доброжела­ тельностью встречи, и оттого кажется, что и на улице заметно посветлело. На следующий день в кабинете же ди­ ректора меня представили начальнику Управления культуры Лидии Андреевне Клюшевой. Хорошего роста, статная 40-летняя женщина с благородным про­ филем социальной героини (читатель поймет, простит меня — инстинктивно, профессионально делящего, оцениваю­ щего всех людей по традиционным клас­ сификациям амплуа). Во всем её облике, пластике сквозило органичное, природ­ ное достоинство. Опять же позже узнаю: Л. А. Клюшева в актрисах никогда не чис­ лилась, если не считать участие в молодо­ сти в самодеятельных спектаклях (напри­ мер, в роли Кручининой в «Лесе» А. Ост­ ровского). Нет человека в области, сделав­ шего для культуры больше! Бесконечно благодарен Лидии Андреевне за всё то, что она сделала лично для меня и, глав­ ное, рискнула через полтора года ещё не до конца оперившемуся режиссёру дове­ рить художественное руководство облас­ тного театра. Многие годы её моральная поддержка помогала преодолевать неис­ числимые трудности и многосложности жизни ни на что не похожего творческо­ го организма, каким является театр. Мур­ манский Облдрамтеатр тогда переживал трудные времена, почти 20 лет (с после­ военных) мыкался по разным площадкам, не имея стационарной базы. Восемь лет тянулось строительство нового здания Облдрамтеатра. Посещаемость спектак­ лей низкая, слабая постановочная часть, недокомплект труппы и т. д. От всего это­ го твёрдой творчески ясной репертуарной политики у театра нет. С режиссурой свои 10 сложности. В штате, кроме главрежа, только один очередной режиссер В. Об­ норский, на год раньше меня закончив­ ший наш институт. Но он, поставив пару спектаклей, уже подал заявление на увольнение. Видимо, не устроили условия работы фактически «передвижного» те­ атра. Начинаем переговоры с главрежем о главном — что мне ставить? М. А. Борзу­ нов сразу же предложил выбирать пьесу самому. Но только одно пожелание: что-нибудь из советской классики. Я за­ сел за просмотр нашей драматургии, по­ лагая, что интерес зрителя сегодня мож­ но привлечь к проблемам любви, семьи, не забывая товстоноговских требований «добротности» драматургического мате­ риала. Всему этому, показалось, соответ­ ствует подзабытая (а здесь шла в сезон 1939-40 гг.) пьеса А. Арбузова «Таня». Ру­ ководство театра мой выбор поддержало. Я начал просматривать спектакли, знако­ миться с актерами. Труппа выглядела доб­ ротной и с явным творческим потенциа­ лом. Правда, молодежи было мало, а те молодые, что были — малоинтересны (кроме двух: К. Беловой, Е. Иоффе). Ук­ рашением труппы были заслуженный артист Латвийской ССР В. Туманов, упо­ мянутая выше заслуженная артистка РСФСР Е. Шаповалова, артист А. Рогачев- ский и др. В театре жили художественные традиции основателей театра С. А. Мор- щихина, А. В. Шубина, А. А. Добротина, Т. Г. Савиной, Л. П. Юренина, С. Ящиков- ского и др. Создан театр 1 февраля 1939 года на творческой и производственной базе филиала БДТ им. Горького, выехав­ шего из Ленинграда в 1936 году на долго­ срочные гастроли в Заполярье. Открылся театр спектаклем «Генеральный консул» П. Тура и Л. Шейнина в постановке худо­ жественного руководителя С. А. Морщи-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz