Киселев, В. В. Театр – судьба : воспоминания / Василий Васильевич Киселев. – Мурманск : Опимах, 2021. - 170, [1] с., [15] л. ил., цв. ил., портр., фот. : ил., табл.

ков, а по возрасту и актёрскому опыту способная решать более сложные психо­ логические задачи в роли Вальки. Был в труппе и Сергей — В. Стоменок, но Вик­ тора — не было, а роль этого персонажа в пьесе важная. В предыдущем сезоне, по окончании опять же Ленинградского теат­ рального института, пришёл к нам Л. Кац­ ман, сыграл удачно в «Музыке», и я по­ нял: Виктор есть. К тому времени меня преследовала музыка из к /ф «Красная палатка». Она и стала лейтмотивом, придав нужную мне для спектакля, щемящую лирико-роман­ тическую интонацию. Я был прав — молодёжь с удовольстви­ ем смотрела «Иркутскую историю» — историю для них неизвестную. Мы откры­ вали 38-й сезон этим спектаклем. Но Л. Кацман вдруг ушёл из театра, замены ему не было ни в «Иркутской ис­ тории», ни в «Музыке», и оба спектакля на пике внимания выпали из репертуара. Л. Кацман, мечтавший сыграть в будущем Отелло, вернулся в Ленинград в честолю­ бивых помыслах, увы, не реализованных. Недавно увидел его в какой-то серии «Ментов» в минутной роли старого лысо­ го еврея... ...В начале 1976 года удалось посмотреть в Москве инсценировку рассказов В. Шук­ шина «Характеры». Спектакль не очень понравился, какой-то лубочный. Инсце­ нировку, сделанную самим режиссёром А. Гончаровым, взял за основу, в резуль­ тате чего получился, можно сказать, наш собственный вариант. Приём инсценировки такой: идёт сель­ ский общественный суд над пареньком, заключившим тёщу в уборную за то, что она растратила на шубу деньги, скоплен­ ные им на баян! Отношение к событию разное, жители приводят примеры из жизни, из этих рассказов и состоит ход спектакля. Но мелкое, бытовое событие перерас­ тает в философский разговор о смысле бытия. Звучала общая шукшинская мысль, выраженная Ериным из рассказа «Микроскоп»: «Я вот у всех спросить хочу, у всего народа — для чего человек рабо­ тает? Неужто для того, чтобы сундуки ба­ рахлом набивать? Ну, шубы купил... они нужны, конечно... А дальше что? Что далыпе-то?» Что бы сказал В. Шукшин сегодня — победило то, против чего он восставал?! Вот когда надо снова ставить «Характе­ ры»! Художник В. Чудзин на круге откры­ той сцены смонтировал лаконичные фраг­ менты мест действия. Вместе с движущим­ ся кругом жители двигались по всему про­ странству, как по улицам села — от дома к дому. Интересную, красочную програм­ мку придумал В. Чудзин, на которой я вставил эпиграф шукшинского кредо: Три вещи надо знать о человеке: Как родился, как женился, Как умер... Работал я над «Характерами» с наслаж­ дением. О чём рассказывал автор, как рас­ сказывал — всё мне было понятно, близ­ ко. А его героев я знал, как родных. Актёры тоже увлеклись, т. к. искать, фантазировать характеры персонажей не приходилось — они точно, сочно, правди­ во заданы. Актриса М. Скоромникова прекрасно играла в одном эпизоде заму­ ченную бытом, нехватками женщину, в другом — паренька, школьника. В прин­ ципиально важном для идеи спектакля рассказе «Верую» попа сочно играл В. Ци­ бин, этакого попа-расстригу, философа в 105

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz