Киселев, В. В. Театр – судьба : воспоминания / Василий Васильевич Киселев. – Мурманск : Опимах, 2021. - 170, [1] с., [15] л. ил., цв. ил., портр., фот. : ил., табл.

жественный момент чествования, шутли­ вое (под баян артиста Ю. Завадскиса) по­ здравление группы молодых актёров в форме хора из спектакля «Клоп». Видны не только дорогие мне лица коллектива театра, но и коллеги из ТВ: Г. Сожин (глав­ ный редактор), 3. Гельман (главреж), А. Соломонов (режиссёр) и даже улыба­ ющийся однокашник В. Галашин. Конеч­ но, поздравили и родные. Вот и получается, что из нашего кур­ са я первый получил почётное звание (М. Резникович получил на Украине). Наш «первый номер» — В. Галашин во­ обще выбыл из режиссуры. «Ничего нельзя предсказать» — мой любимый постулат. Проза жизни расстав­ ляет всё по своим местам. Я выше упомя­ нул Костю Коротаева — первого и един­ ственного контр-адмирала из нашего выпуска, ничем не выделявшегося в годы учёбы. А Игорь Мирошников из нашего взвода удивлял преподавателей своей фе­ номенальной способностью по всем пред­ метам, его имя выбито золотыми буква­ ми на стене Высшего Военного-морского училища им. М. В. Фрунзе), но адмирала так и не получил! Успехи в учёбе ещё не гарантия про­ должения успеха в практической работе. Практика требует сочетания немало дру­ гого: умение, склонность работать с людь­ ми, ответственности за судьбы доверен­ ных тебе людей, характера, волевых ка­ честв и т. д. и т. п. Завершая отступление по поводу присвоения мне почётного зва­ ния, можно сказать, что я получил к на­ ступающему 1976 году замечательный подарок. ...За 10 лет руководства творческой жизнью театра убедился в том, что при многом важном главные заботы главре­ жа: репертуар и творческие кадры. По­ пробуйте сформировать заранее годовой репертуарный план выпуска 8-9 спектак­ лей с учётом всего и вся! И большинство пьес должно быть, естественно, о совре­ менной жизни, интересно, проблемно на­ писанные. А их почти нет. Потому я упорно тянул линию обращения к уже давним пьесам современников: «Таня», «Аристократы», «Так и будет», «Барабан­ щица» и т. д. Все эти пьесы на худсовете принимались без особого энтузиазма: «на­ фталин», «слишком известная» и т. п. Приходилось каждый раз идти против ветра и ставить самому. Укрепляло убеждение: есть вечные темы, проблемы, а для молодёжи пьесы двадцатилетней давности — «новые» пьесы. Когда я посмотрел репертуар Мур­ манского театра за все предшествующие годы, то с изумлением обнаружил: театр не ставил «Иркутскую историю» А. Ар­ бузова, шедшую когда-то во многих теат­ рах! Я видел «Иркутскую историю» в Москве (Театр Вахтангова), в Ленинграде (БДТ). У вахтанговцев понравился, в БДТ (у Г. Товстоногова!) — нет, несмотря на участие в главных ролях лучших актёров театра: И. Смоктуновского, Т. Дорониной. Вроде, самоигральная пьеса А. Арбузова не каждому поддаётся — в ней существу­ ет редкое соединение быта и поэзии. В БДТ размахнулись на «ораторию», и всё пошло вразнос, на И. Смоктуновско­ го неудобно было смотреть. После не­ скольких показов спектакль сняли. В проблеме автор не мудрствует лука­ во: пьеса о нравственном становлении молодого человека (героини). Помните: и в «Тане» у него тоже самое. Потому я и ставил спектакль для молодёжи, тем бо­ лее, что в труппе есть актриса А. Азарчен- ко, отлично игравшая девочек, мальчи­ 104

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz