Киселев, В. В. Театр – судьба : воспоминания / Василий Васильевич Киселев. – Мурманск : Опимах, 2021. - 170, [1] с., [15] л. ил., цв. ил., портр., фот. : ил., табл.

своей многогранности актёра, режиссёра, писателя. К драматургии он обратился в последние годы своей жизни, успел напи­ сать лишь две пьесы «Энергичные люди», «А поутру они проснулись». Театры не особо спешили их ставить, в пьесах было что-то непривычное для режиссуры. В. Келле-Пелле отважился и сделал инте­ ресный спектакль. Я видел «Энергичных людей» в БДТ (первыми там поставили), но он меньше мне понравился, чем наш. Забавно, главная моя претензия к мое­ му учителю по актёрскому мастерству н. а. СССР Е. Лебедеву, накренившему спектакль только в комедию. Чего стоит его буквально эстрадный номер налива­ ния водки из бутылки в стакан! Он и лю­ бил его показывать в концертах. Художе­ ственное оформление тоже какое-то ни­ какое. Я удивился и главному моему Учи­ телю Г. А. Товстоногову, поставившему спектакль. Смерть тёзки Шукшина я пережил, как потерю родного человека. Дома я не мог сдержаться — разрыдался. Такое у меня было до этого только раз — после смерти отца. Очень жалею, что не посча­ стливилось нам встретиться, познако­ миться. Я не мог не поставить В. Шукши­ на, и это произойдёт через год, когда я поставлю «Характеры» (инсценировка его рассказов). Но вернёмся к последовательному ходу событий. Было традицией готовить спектакли, посвящённые важнейшим со­ бытиям истории государства, Великой Отечественной войне, партии. В актёрс­ кой среде их называли «датскими», т. е. к определённой дате. Конечно это, в какой- то степени «обязаловка» — Министерство культуры могло не утвердить репертуар­ ный план без такого юбилейного спектак­ ля. Но ведь было и самое уважительное отношение к датам этих событий! Не про­ сто было найти пьесу, соответствующую приближающемуся событию. Я всегда брал на себя этот удар со всеми вытекаю­ щими отсюда выводами. Очередных ре­ жиссёров не подставлял, хотя и мог бы, по праву руководства реализовывать утверждённый репертуар. Приближался XXV съезд КПСС. Пос­ ле долгих поисков я остановил своё вни­ мание на пьесе широко известного совет­ ского драматурга М. Шатрова «Погода на завтра». Название пьесы определяет главную мысль, раскрытую в словах Ру­ ководящего лица: «...Такие заводы, как КАМАЗ, АБАКАН и задуманы, как возму­ тители спокойствия всего хозяйства. Завод покажет узкие места, поставит глобальные проблемы. А знаете, в чём решение всех этих проблем? Не в стремлении замазать и де­ лать вид, что проблем не существует, а в нашем желании обнажить суть вопросов, точно, корректно сформулировать задачу... Необходим такой политический, экономи­ ческий, нравственный климат, такая обще­ ственная атмосфера, такая социальная по­ года, когда каждый на своёмместе почувству­ ет себя в ответе за всё». Я позволил большую выдержку из пье­ сы, чтобы подчеркнуть остроту разгово­ ра театра тех годов и в тоже время слож­ ность реализации такого текста в спектак­ ле. Сам автор жанр пьесы определил как «Репортаж с места событий в диалогах, письмах, телеграммах и других докумен­ тах». Одним словом «документальная драма» — новый жанр («Современник» в те времена поставил целую трилогию в этом жанре, к примеру, «Большевик», а ныне ставит «Голую пионерку» — вот ме­ таморфоза нашего времени). По выходу «Погоды» в мурманской прессе развернулась дискуссия: «Кому 98

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz