Киселев, В. В. Театр – судьба : воспоминания / Василий Васильевич Киселев. – Мурманск : Опимах, 2021. - 170, [1] с., [15] л. ил., цв. ил., портр., фот. : ил., табл.
своей многогранности актёра, режиссёра, писателя. К драматургии он обратился в последние годы своей жизни, успел напи сать лишь две пьесы «Энергичные люди», «А поутру они проснулись». Театры не особо спешили их ставить, в пьесах было что-то непривычное для режиссуры. В. Келле-Пелле отважился и сделал инте ресный спектакль. Я видел «Энергичных людей» в БДТ (первыми там поставили), но он меньше мне понравился, чем наш. Забавно, главная моя претензия к мое му учителю по актёрскому мастерству н. а. СССР Е. Лебедеву, накренившему спектакль только в комедию. Чего стоит его буквально эстрадный номер налива ния водки из бутылки в стакан! Он и лю бил его показывать в концертах. Художе ственное оформление тоже какое-то ни какое. Я удивился и главному моему Учи телю Г. А. Товстоногову, поставившему спектакль. Смерть тёзки Шукшина я пережил, как потерю родного человека. Дома я не мог сдержаться — разрыдался. Такое у меня было до этого только раз — после смерти отца. Очень жалею, что не посча стливилось нам встретиться, познако миться. Я не мог не поставить В. Шукши на, и это произойдёт через год, когда я поставлю «Характеры» (инсценировка его рассказов). Но вернёмся к последовательному ходу событий. Было традицией готовить спектакли, посвящённые важнейшим со бытиям истории государства, Великой Отечественной войне, партии. В актёрс кой среде их называли «датскими», т. е. к определённой дате. Конечно это, в какой- то степени «обязаловка» — Министерство культуры могло не утвердить репертуар ный план без такого юбилейного спектак ля. Но ведь было и самое уважительное отношение к датам этих событий! Не про сто было найти пьесу, соответствующую приближающемуся событию. Я всегда брал на себя этот удар со всеми вытекаю щими отсюда выводами. Очередных ре жиссёров не подставлял, хотя и мог бы, по праву руководства реализовывать утверждённый репертуар. Приближался XXV съезд КПСС. Пос ле долгих поисков я остановил своё вни мание на пьесе широко известного совет ского драматурга М. Шатрова «Погода на завтра». Название пьесы определяет главную мысль, раскрытую в словах Ру ководящего лица: «...Такие заводы, как КАМАЗ, АБАКАН и задуманы, как возму тители спокойствия всего хозяйства. Завод покажет узкие места, поставит глобальные проблемы. А знаете, в чём решение всех этих проблем? Не в стремлении замазать и де лать вид, что проблем не существует, а в нашем желании обнажить суть вопросов, точно, корректно сформулировать задачу... Необходим такой политический, экономи ческий, нравственный климат, такая обще ственная атмосфера, такая социальная по года, когда каждый на своёмместе почувству ет себя в ответе за всё». Я позволил большую выдержку из пье сы, чтобы подчеркнуть остроту разгово ра театра тех годов и в тоже время слож ность реализации такого текста в спектак ле. Сам автор жанр пьесы определил как «Репортаж с места событий в диалогах, письмах, телеграммах и других докумен тах». Одним словом «документальная драма» — новый жанр («Современник» в те времена поставил целую трилогию в этом жанре, к примеру, «Большевик», а ныне ставит «Голую пионерку» — вот ме таморфоза нашего времени). По выходу «Погоды» в мурманской прессе развернулась дискуссия: «Кому 98
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz