Киселев, В. В. Театр – судьба : воспоминания / Василий Васильевич Киселев. – Мурманск : Опимах, 2021. - 170, [1] с., [15] л. ил., цв. ил., портр., фот. : ил., табл.
самого, который играл Петра I в кино фильме. Образованный, интеллигентный, знал немецкий язык (во время войны слу жил переводчиком). Вроде, он грузинских княжеских кровей и истинная его фами лия Турманидзе. Не исключено, судя по его благородному облику и чувству до стоинства. В свое время он окончил сту дию МХАТа, был оставлен работать в те атре с серьёзной перспективой, но нена долго — был уволен за увлечение спирт ным. Перед Мурманском работал в При балтике (есть версия: мать его латышка), имел звание з. а. Латв ССР. Мог играть всё: интеллектуальное, героическое, комичес кое. Не боялся, не отказывался ни от ка ких ролей — маленьких или больших, вы игрышных — невыигрышных. По приро де не особо общительный, но всегда доб рожелательный к любому человеку — от уборщицы до начальства. Семьи, детей не имел, бывшая жена некоторое время ра ботала в Театре Северного флота. Друж бы особой ни с кем не имел, благожелате лей немало, особенно в среде работников ресторанов. После спектакля он всегда имел право на свободный вход и место с рюмочкой. Несмотря ни на что уважение в театре имел абсолютное и среди актё ров, и среди режиссёров за свою творчес кую одаренность и готовность репетиро вать что угодно и где угодно. В то время процесс репетиций проходил по системе Станиславского: в застольный период ак тёр имел право начинать с «чистого лис та». В. Туманов приходил на первые ре петиции со знанием текста (память имел отличную) и полным представлением об образе играемого персонажа. Иногда и рисунка: прекрасно рисовал, особенно шаржи на коллег (и я удостоился). Режиссёр, актёры сидели за столом, читали по ролям, а Вахтанг Давыдович свободно ходил вокруг стола, отвечал на реплики, не заглядывая в текст. Впрочем, никого это не задевало, не унижало — настолько было органично для него и при вычно для всех. Ко мне он относился с явным уважением, неоднократно повто рял при каком-либо чествовании: «Васи лий Васильевич, будьте всегда таким, ка ков Вы есть!». На словцо был меток и кра ток. К примеру. Как-то, столкнувшись с ним, выходящим из кабинета директора после очередной беседы насчёт выпивок, услышал от него: «По-моему, критикуя меня, Минин занимается самокритикой!» (об увлечении самого Минина «зельем» было широко известно). В адрес режиссё ра В. Терентьева, ставившего дипломный спектакль и успевшего за этот краткий срок прослыть бабником, В. Туманов бро сил: «Мышь с крысиным х...» (В. Теренть ев был «субтильного» вида юноша). Но нельзя сказать, что Туманов был алкоголиком. На заседании худсовета по поводу этой озабоченности у руководства актриса Е. Данилова, игравшая с ним в это время спектакль «Перед заходом солнца», защищала партнёра: «Когда Вахтанг Да выдович слегка под этим делом, то он иг рает лучше и тебе с ним комфортнее». До последних сил я сопротивлялся решению В. Минина уволить его из театра, надеясь на какой-то перелом (тем более, мне ка залось, что В. Минин по-актёрски завиду ет В. Туманову, его успеху, уважению ре жиссуры). Но однажды в антракте заходит ко мне в кабинет женщина и говорит: «Товарищ главный режиссёр, а Вы знаете, что артист Туманов сегодня играет подвыпившим? Безобразие!». После антракта пошёл по смотреть спектакль «Сохрани мою тайну» (кстати, поставленный В. Тумановым, о нём я уже упоминал). Тут нужно сказать 96
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz