Киселев, В. В. Театр – судьба : воспоминания / Василий Васильевич Киселев. – Мурманск : Опимах, 2021. - 170, [1] с., [15] л. ил., цв. ил., портр., фот. : ил., табл.

самого, который играл Петра I в кино­ фильме. Образованный, интеллигентный, знал немецкий язык (во время войны слу­ жил переводчиком). Вроде, он грузинских княжеских кровей и истинная его фами­ лия Турманидзе. Не исключено, судя по его благородному облику и чувству до­ стоинства. В свое время он окончил сту­ дию МХАТа, был оставлен работать в те­ атре с серьёзной перспективой, но нена­ долго — был уволен за увлечение спирт­ ным. Перед Мурманском работал в При­ балтике (есть версия: мать его латышка), имел звание з. а. Латв ССР. Мог играть всё: интеллектуальное, героическое, комичес­ кое. Не боялся, не отказывался ни от ка­ ких ролей — маленьких или больших, вы­ игрышных — невыигрышных. По приро­ де не особо общительный, но всегда доб­ рожелательный к любому человеку — от уборщицы до начальства. Семьи, детей не имел, бывшая жена некоторое время ра­ ботала в Театре Северного флота. Друж­ бы особой ни с кем не имел, благожелате­ лей немало, особенно в среде работников ресторанов. После спектакля он всегда имел право на свободный вход и место с рюмочкой. Несмотря ни на что уважение в театре имел абсолютное и среди актё­ ров, и среди режиссёров за свою творчес­ кую одаренность и готовность репетиро­ вать что угодно и где угодно. В то время процесс репетиций проходил по системе Станиславского: в застольный период ак­ тёр имел право начинать с «чистого лис­ та». В. Туманов приходил на первые ре­ петиции со знанием текста (память имел отличную) и полным представлением об образе играемого персонажа. Иногда и рисунка: прекрасно рисовал, особенно шаржи на коллег (и я удостоился). Режиссёр, актёры сидели за столом, читали по ролям, а Вахтанг Давыдович свободно ходил вокруг стола, отвечал на реплики, не заглядывая в текст. Впрочем, никого это не задевало, не унижало — настолько было органично для него и при­ вычно для всех. Ко мне он относился с явным уважением, неоднократно повто­ рял при каком-либо чествовании: «Васи­ лий Васильевич, будьте всегда таким, ка­ ков Вы есть!». На словцо был меток и кра­ ток. К примеру. Как-то, столкнувшись с ним, выходящим из кабинета директора после очередной беседы насчёт выпивок, услышал от него: «По-моему, критикуя меня, Минин занимается самокритикой!» (об увлечении самого Минина «зельем» было широко известно). В адрес режиссё­ ра В. Терентьева, ставившего дипломный спектакль и успевшего за этот краткий срок прослыть бабником, В. Туманов бро­ сил: «Мышь с крысиным х...» (В. Теренть­ ев был «субтильного» вида юноша). Но нельзя сказать, что Туманов был алкоголиком. На заседании худсовета по поводу этой озабоченности у руководства актриса Е. Данилова, игравшая с ним в это время спектакль «Перед заходом солнца», защищала партнёра: «Когда Вахтанг Да­ выдович слегка под этим делом, то он иг­ рает лучше и тебе с ним комфортнее». До последних сил я сопротивлялся решению В. Минина уволить его из театра, надеясь на какой-то перелом (тем более, мне ка­ залось, что В. Минин по-актёрски завиду­ ет В. Туманову, его успеху, уважению ре­ жиссуры). Но однажды в антракте заходит ко мне в кабинет женщина и говорит: «Товарищ главный режиссёр, а Вы знаете, что артист Туманов сегодня играет подвыпившим? Безобразие!». После антракта пошёл по­ смотреть спектакль «Сохрани мою тайну» (кстати, поставленный В. Тумановым, о нём я уже упоминал). Тут нужно сказать 96

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz