Киселев, В. В. Театр – судьба : воспоминания / Василий Васильевич Киселев. – Мурманск : Опимах, 2021. - 170, [1] с., [15] л. ил., цв. ил., портр., фот. : ил., табл.

ких бы то ни было догм, мешающих разви­ тию науки, тормозящих жизнь. Великолеп­ ная работа Ниценко во многом помогла кол­ лективу театра создать спектакль, глубо­ ко эмоциональный... Спектакль „Пробуж­ дать спящих" отличается удивительной цельностью, глубокой яркой идейной направ­ ленностью. И ещё — большой театральной культурой». О «идейной направленности» спектак­ ля понял и секретарь по идеологии обко­ ма А. Н. Рябков (недавно вступивший на эту должность). Когда через 3 года мы со­ брались на гастроли в Эстонию, он при­ гласил нас с директором В. А. Мининым обсудить выездной репертуар (что было впервые) и предложил исключить из него «Пробуждать спящих». У меня, мол, быв­ шего учителя истории, есть претензии к фактической стороне событий пьесы. Но истинный смысл его претензий, конечно, был иной. И в конце беседы он признал­ ся: «есть мнение», что в Прибалтике не­ правильно поймут пафос спектакля — слишком остро. Я попытался разъяснить, что именно в Прибалтике спектакли по остроте не в пример нашим. Договори­ лись о компромиссе: сыграть «Пробуж­ дать спящих» не больше двух раз (через год мы повезли спектакль и в Ригу, где он успешно прошёл). А на тех гастролях в Таллине автор статьи Э. Арулаане «Цена истины» (газета «Советская Эстония) так пишет о «Пробуждать спящих»: «О. Сосин мало заботится о композиционном рисун­ ке, стройности сюжета, что, безусловно, снижает достоинство его пьесы. Но в нашем случае на помощь драматургу пришли та­ лантливый режиссёр и актёры, творческий коллектив, который сумел восполнить про- ост ы пьесы и создать интересный, выст­ роенный по всем законом сцены спектакль... Джордано Бруно думал о будущем, о челове­ честве, а вокруг было удушливое настоящее и беспомощные люди... И всё-таки трагедия Бруно — в решении театра — оптимисти­ ческая трагедия. Автор предложил к пьесе эпи граф — слова современника Бруно, французского реформатора XVI в. Себасть­ яна Кастеллиона: „Убить человека — это не значит опровергнуть его идеи, это значит только убить человека". И творческий кол­ лектив своим спектаклем сумел раскрыть глубинный смысл этих слов». О. Сосин приехал в Таллин показать жене спектакль и по другому поводу. Дело в том, что за пару месяцев до этого я оказался в Москве по каким-то театраль­ ным делам. Я позвонил Сосину с предло­ жением встретиться. Он сообщил мне, что уже договорился с В. Д. Тумановым о се­ годняшней встрече в гостинице «Россия» и пригласил приехать туда же. В. Тума­ нов уже в то время не работал у нас, по­ явился в столице из Средней Азии за «творческие успехи» в другом театре. Сосин пришёл с тремя книгами зару­ бежного издательства. Посетовал, что на­ ходится в затруднительном финансовом положении и предложил нам купить их в сумме, по которой покупал сам. Мы со­ гласились, хотя понимали, что приобре­ таем запрещённую литературу. Но кто узнает — посторонних нет! Я взял «Док­ тора Живаго» Б. Пастернака, фотоальбом С. Дали, В. Туманов какой-то роман изда­ тельства «Посев». Денег лишних у меня не было, и я пообещал выслать из Мур­ манска. Хорошо пообщались, дружески расстались. Вернулся я домой и в тот же вечер «куратор» от КГБ (был у нас та­ кой Николай Николаевич) негласно ча­ сто нас посещавший передал мне, что меня приглашает его начальство. Я сра­ зу подумал, что, видимо, будет разговор о предстоящих наших гастролях с одним 94

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz