Киселев, В. В. Театр – судьба : воспоминания / Василий Васильевич Киселев. – Мурманск : Опимах, 2021. - 170, [1] с., [15] л. ил., цв. ил., портр., фот. : ил., табл.
ких бы то ни было догм, мешающих разви тию науки, тормозящих жизнь. Великолеп ная работа Ниценко во многом помогла кол лективу театра создать спектакль, глубо ко эмоциональный... Спектакль „Пробуж дать спящих" отличается удивительной цельностью, глубокой яркой идейной направ ленностью. И ещё — большой театральной культурой». О «идейной направленности» спектак ля понял и секретарь по идеологии обко ма А. Н. Рябков (недавно вступивший на эту должность). Когда через 3 года мы со брались на гастроли в Эстонию, он при гласил нас с директором В. А. Мининым обсудить выездной репертуар (что было впервые) и предложил исключить из него «Пробуждать спящих». У меня, мол, быв шего учителя истории, есть претензии к фактической стороне событий пьесы. Но истинный смысл его претензий, конечно, был иной. И в конце беседы он признал ся: «есть мнение», что в Прибалтике не правильно поймут пафос спектакля — слишком остро. Я попытался разъяснить, что именно в Прибалтике спектакли по остроте не в пример нашим. Договори лись о компромиссе: сыграть «Пробуж дать спящих» не больше двух раз (через год мы повезли спектакль и в Ригу, где он успешно прошёл). А на тех гастролях в Таллине автор статьи Э. Арулаане «Цена истины» (газета «Советская Эстония) так пишет о «Пробуждать спящих»: «О. Сосин мало заботится о композиционном рисун ке, стройности сюжета, что, безусловно, снижает достоинство его пьесы. Но в нашем случае на помощь драматургу пришли та лантливый режиссёр и актёры, творческий коллектив, который сумел восполнить про- ост ы пьесы и создать интересный, выст роенный по всем законом сцены спектакль... Джордано Бруно думал о будущем, о челове честве, а вокруг было удушливое настоящее и беспомощные люди... И всё-таки трагедия Бруно — в решении театра — оптимисти ческая трагедия. Автор предложил к пьесе эпи граф — слова современника Бруно, французского реформатора XVI в. Себасть яна Кастеллиона: „Убить человека — это не значит опровергнуть его идеи, это значит только убить человека". И творческий кол лектив своим спектаклем сумел раскрыть глубинный смысл этих слов». О. Сосин приехал в Таллин показать жене спектакль и по другому поводу. Дело в том, что за пару месяцев до этого я оказался в Москве по каким-то театраль ным делам. Я позвонил Сосину с предло жением встретиться. Он сообщил мне, что уже договорился с В. Д. Тумановым о се годняшней встрече в гостинице «Россия» и пригласил приехать туда же. В. Тума нов уже в то время не работал у нас, по явился в столице из Средней Азии за «творческие успехи» в другом театре. Сосин пришёл с тремя книгами зару бежного издательства. Посетовал, что на ходится в затруднительном финансовом положении и предложил нам купить их в сумме, по которой покупал сам. Мы со гласились, хотя понимали, что приобре таем запрещённую литературу. Но кто узнает — посторонних нет! Я взял «Док тора Живаго» Б. Пастернака, фотоальбом С. Дали, В. Туманов какой-то роман изда тельства «Посев». Денег лишних у меня не было, и я пообещал выслать из Мур манска. Хорошо пообщались, дружески расстались. Вернулся я домой и в тот же вечер «куратор» от КГБ (был у нас та кой Николай Николаевич) негласно ча сто нас посещавший передал мне, что меня приглашает его начальство. Я сра зу подумал, что, видимо, будет разговор о предстоящих наших гастролях с одним 94
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz