Киселев, В. В. Театр – судьба : воспоминания / Василий Васильевич Киселев. – Мурманск : Опимах, 2021. - 170, [1] с., [15] л. ил., цв. ил., портр., фот. : ил., табл.
гого: почему мы победили в Великой Оте чественной войне? И сам отвечает, мол, потому, что победила народная память о предвоенной жизни. И я того же мнения. Из всей моей долгой жизни это время — самое светлое для большинства. Не согла сен с мнением репрессированных: «пол страны сидело, полстраны охраняло». Надо признать: 36-й сезон (1974-75) был не самым удачным. У очередных ре жиссёров я могу отметить по одному удачному спектаклю: у В. Келле-Пелле «Энергичные люди» В. Шукшина, у Г. Ми хайлова «Продавец дождя» Р. Нэша. Правда, о последнем только с некоторой оговоркой. Знаю, что актёры любили спектакль, играли в нём с удовольствием, но, объективно говоря, К. Белова в глав ной роли — ошибка режиссёра. Трудно было поверить в ситуацию: женщина страдает от невнимания, нелюбви муж чин. Убедительна была актриса Поляко ва в московском спектакле: крупная, не складная, некрасивая. Миловидная Кла ва Белова, как ни старалась пластически подчеркнуть «мужиковатость», выгляде ла в этом старании неубедительно, а, зна чит, основной конфликт — надуманный, умозрительный. Неубедительным был и Е. Иоффе в старании играть старика. Мне всегда было интересно знаком ство с новыми, неопробированными пье сами. Уже в моём первом сезоне в Мур манске из пяти пьес я выбрал две: «Участ ковый из Чудинова», «Лебединая песня», малоизвестных авторов Ю. Петухова и Л. Митрофанова. Потом ставил пьесы В. Шаврина, Р. Назарова, Ш. Хусайнова, В. Ольшанского, Я. Волчек, А. Сергеева и др. Но вот только с двумя авторами был хорошо знаком, длительное время общал ся. Первый— О. Сосин, москвич. Меня за интересовала его пьеса «Пробуждать спя щих». Нигде она не ставилась, видимо, я оказался единственным её постановщи ком. Заинтересовался необычностью ма териала: суд инквизиции над Джордано Бруно. Суд над личностью, пошедшей на костёр за свои убеждения. Написана пье са хорошим, лаконичным, современным языком. Автор явно не настаивал на ис торической достоверности описываемых трагических событий. Это скорее диспут на заданную тему. Так мы с художником Н. Гарпиничем и придумали оформление: небольшой условный станок и над ним слегка накрененный монументальный (под металл) крест. Совершенно без быта, даже без мебели. По жанру пьеса — ско рее интеллектуальная трагедия. Бруно от лично играл молодой Л. Ниценко, по сво ей природе интеллигент. Замечательно играл Инквизитора з. а. Тув. ССР С. Мед- ведский, тот самый, который перешёл к нам из Вологодского театра. Автор приехал на премьеру, спектакль ему понравился. По окончании состоялась зрительская конференция, О. Соснин от ветил на ряд вопросов. Позже выяснилось, что на спектакле, конференции присутствовал, естествен но, негласно, человек из КГБ. Их интере совал О. Соснин, находящийся, как ока залось, под наблюдением уважаемой организации из-за своих диссидентских настроений и связей. Он мне сам говорил: «На мне замшевый пиджак — подарок В. Некрасова. Перед выездом в эмигра цию во Францию снял его и надел на меня!». Конечно, спектакль был не на вся кого зрителя, а на думающего. Но выяс нилось, что в Мурманске немало и таких. Рецензент 3. Боровая в «Полярной правде» точно отмечает: «Бруно предста ёт перед нами, как бореи, не только против догм средневековой церкви, но и против ка 93
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz