Киселев, В. В. Театр – судьба : воспоминания / Василий Васильевич Киселев. – Мурманск : Опимах, 2021. - 170, [1] с., [15] л. ил., цв. ил., портр., фот. : ил., табл.

ОБ ИДЕЙНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ Приглашение в КГБ Мурманской области. — В. Д. Туманов — лучший актер Облдрамы всех времен. — Его увольнение Приближалось 30-летие Победы в Ве­ ликой Отечественной войне. Как театру отметить, как поклониться тем, кто при­ ближал Великую Победу? Новых значи­ тельных пьес к этой дате не было. И я вновь начал пересматривать советскую классику. Когда-то студентом в Ленин­ граде работал я рабочим сцены в Театре на Литейном и видел спектакль «Барабан­ щица» А. Салынского (конечно, слышал и о спектакле в Театре Советской Армии в Москве). Впечатление было сильное, ге­ роиню играла замечательная актриса, фамилию которой, к сожалению, не по­ мню. Но и у нас уже была актриса даро­ вания не менее яркого — М. Скоромни­ кова. Это и определило окончательное ре­ шение. Художник В. Чудзин предложил лаконичное, но выразительное решение оформления. Как изменилось время! Изменилось в худшую сторону в нравственно-мораль­ ном смысле. В спектакле есть пикантная сцена: Нила Снижко, наша разведчица, вынуждена танцевать перед фрицами на столе обнажённой. Репетировали танец в одежде, но на прогоне спектакля надо было Ниле танцевать уже в том виде, как должно, т. е. раздетой. Марина Скором­ никова всё оттягивала этот момент, хотя решили раздеваться только до трусиков, лифчика. Я не торопил, понимая Мари­ ну Петровну, но однажды сидящий рядом В. Чудзин резонно спросил: когда же мы увидим то, что будет на спектакле? Я по­ просил через помощника режиссёра пе­ редать актрисе необходимость пройти танец в установленном «костюме». Мари­ на Петровна вышла, поднялась на стол в трусиках и лифчике без особого энтузи­ азма. В. Чудзин молчал, сосредоточенно рассматривая, а я ответил ему: «По-мое- му, у неё всё на месте, всё в порядке...» Мы оба забыли, что наш обмен мнения­ ми шёл перед моим микрофоном, т. е. слышат актёры!.. Позже мне М. Скором­ никова скажет, что моя «поддержка» по­ могла ей переступить барьер щепетиль­ ного момента, вселила уверенность в сво­ их возможностях. Актриса с трудом ре­ шилась раздеться на спектакле до пляж­ ного вида! А что сейчас? Вопрос, конеч­ но, риторический: на сцене показывают и половой акт. Прогресс!.. В спектакле я усилил чуть заданный автором мотив истоков героического по­ ведения Снижко. В пьесе А. Дударева «Ря­ довые» один персонаж спрашивает дру­ 92

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz