Киселев, В. В. Театр – судьба : воспоминания / Василий Васильевич Киселев. – Мурманск : Опимах, 2021. - 170, [1] с., [15] л. ил., цв. ил., портр., фот. : ил., табл.

В сегодняшнем 2007 году что-нибудь изменилось!? Наоборот, по сравнению даже с 1979 годом обострилось до ката­ строфы. Почему автор назвал пьесу «Клоп»? А потому, что клоп — самый живучий из паразитов (засушенный клоп живёт 40 лет). Вирус «клопизма-мещанства» в бла­ гоприятных условиях начинает действо­ вать наступательно, агрессивно, зарази­ тельно. Присыпкин-«клоп» — воинству­ ющий мещанин. Ныне главный «клоп», даже «спрут» — ТВ. Десятилетия им вне­ дряется в сознание общества лозунги- призывы: «Залейся!», «Бери от жизни всё», «Живи на яркой стороне». Сегодня надо ставить «Клопа», но те­ атр молчит, он исключён из социальных проблем. Занят другим — развлекалов­ кой, коммерцией, а значит, пропаганди­ рует «клопизм». Работа была сложная — занят весь творческий состав театра. Но все увле­ чённо трудились, осваивая необычный материал. Может быть, только для одно­ го актёра Е. Иоффе в роли Присыпкина не было никаких сложностей — к пре­ увеличению, гротеску он был всегда го­ тов. Прекрасно играл К. Баздеров Бая­ на — пропагандиста «изящной жизни» нэпманского лоска (сколько сейчас та­ ких!). Художник В. И. Чудзин нафанта­ зировал почти цирковую среду — вее­ рообразный станок с броскими плакат­ ными деталями , типа знаменитых Окон РОСТА. Композитор М. Таври- ков, мурманчанин, нашел точный му­ зыкальный лейтмотив, связывающий переход от картины к картине, ритмом запыхавшегося паровоза, летящего не­ удержимо в будущее, ко второму дей­ ствию, где появляется иной, вроде бы, гармоничный мир. Для «плакатности», свойственной ма­ нере Маяковского, и соединения картин, я ввёл в спектакль хор из молодых 9 актё­ ров в полосатых майках, красных косын­ ках (девушки) времён 1920-х годов, читав­ ших его стихи, призывы, агитки: Ненавижу, Не приемлю это, Всё что мелочным роем Оседало и осело бытом... В начале спектакля я придумал, по- моему, удачный ход. Массовку при огра­ ниченности труппы трудно выстроить. И сделал так. Сцена без занавеса перекры­ валась (по всему просцениуму) раздви­ гающимися на роликах жёсткими стен­ ками высотой в два метра, заклеенными яркими, броскими афишами нашего спектакля. Стенки раскрывались, обра­ зуя щель, из которой по одиночке выбе­ гали продавцы, рекламируя свой товар. Каждый красочный тип подавался «крупным планом», чётко звучал рифмо­ ванный текст, обычно пропадаемый в массовках. Спектакль шёл с большим успехом. И на сцене, и в зале было какое-то празд­ ничное настроение. Даже на худсовете, при сдаче это сохранилось и прозвучало в оценках. Московский критик В. Калиш, без осо­ бой симпатии ко мне относящийся, при­ знал на коллективе театра, при очеред­ ном разборе-анализе наших спектаклей: «„Клоп" у Вас — явление чрезвычайно важное». Александр Тимофеев в большой ста­ тье в «Полярной правде» писал: «В нашем театре идёт феерическая комедия В. Мая­ ковского „Клоп", поставленная режиссёром 88

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz