Киселев, В. В. Театр – судьба : воспоминания / Василий Васильевич Киселев. – Мурманск : Опимах, 2021. - 170, [1] с., [15] л. ил., цв. ил., портр., фот. : ил., табл.
В сегодняшнем 2007 году что-нибудь изменилось!? Наоборот, по сравнению даже с 1979 годом обострилось до ката строфы. Почему автор назвал пьесу «Клоп»? А потому, что клоп — самый живучий из паразитов (засушенный клоп живёт 40 лет). Вирус «клопизма-мещанства» в бла гоприятных условиях начинает действо вать наступательно, агрессивно, зарази тельно. Присыпкин-«клоп» — воинству ющий мещанин. Ныне главный «клоп», даже «спрут» — ТВ. Десятилетия им вне дряется в сознание общества лозунги- призывы: «Залейся!», «Бери от жизни всё», «Живи на яркой стороне». Сегодня надо ставить «Клопа», но те атр молчит, он исключён из социальных проблем. Занят другим — развлекалов кой, коммерцией, а значит, пропаганди рует «клопизм». Работа была сложная — занят весь творческий состав театра. Но все увле чённо трудились, осваивая необычный материал. Может быть, только для одно го актёра Е. Иоффе в роли Присыпкина не было никаких сложностей — к пре увеличению, гротеску он был всегда го тов. Прекрасно играл К. Баздеров Бая на — пропагандиста «изящной жизни» нэпманского лоска (сколько сейчас та ких!). Художник В. И. Чудзин нафанта зировал почти цирковую среду — вее рообразный станок с броскими плакат ными деталями , типа знаменитых Окон РОСТА. Композитор М. Таври- ков, мурманчанин, нашел точный му зыкальный лейтмотив, связывающий переход от картины к картине, ритмом запыхавшегося паровоза, летящего не удержимо в будущее, ко второму дей ствию, где появляется иной, вроде бы, гармоничный мир. Для «плакатности», свойственной ма нере Маяковского, и соединения картин, я ввёл в спектакль хор из молодых 9 актё ров в полосатых майках, красных косын ках (девушки) времён 1920-х годов, читав ших его стихи, призывы, агитки: Ненавижу, Не приемлю это, Всё что мелочным роем Оседало и осело бытом... В начале спектакля я придумал, по- моему, удачный ход. Массовку при огра ниченности труппы трудно выстроить. И сделал так. Сцена без занавеса перекры валась (по всему просцениуму) раздви гающимися на роликах жёсткими стен ками высотой в два метра, заклеенными яркими, броскими афишами нашего спектакля. Стенки раскрывались, обра зуя щель, из которой по одиночке выбе гали продавцы, рекламируя свой товар. Каждый красочный тип подавался «крупным планом», чётко звучал рифмо ванный текст, обычно пропадаемый в массовках. Спектакль шёл с большим успехом. И на сцене, и в зале было какое-то празд ничное настроение. Даже на худсовете, при сдаче это сохранилось и прозвучало в оценках. Московский критик В. Калиш, без осо бой симпатии ко мне относящийся, при знал на коллективе театра, при очеред ном разборе-анализе наших спектаклей: «„Клоп" у Вас — явление чрезвычайно важное». Александр Тимофеев в большой ста тье в «Полярной правде» писал: «В нашем театре идёт феерическая комедия В. Мая ковского „Клоп", поставленная режиссёром 88
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz