Киселев, В. В. Театр – судьба : воспоминания / Василий Васильевич Киселев. – Мурманск : Опимах, 2021. - 170, [1] с., [15] л. ил., цв. ил., портр., фот. : ил., табл.

разцов — Герои Социалистического тру­ да, А.Г. Товстоногов, кроме того, и лау­ реат Ленинской премии. Е. Зайцев подробно остановился на проблемах театра: о режиссуре, репер­ туаре, прочтении классики, проблемах профессиональной учёбы, этике, крити­ ке и т. д. Сообщил о том, что разрабаты­ вается «Новое положение о худсовете», уточняются права и обязанности главных режиссёров, об отношениях директор - главреж. Отметил успешно работающих режиссёров, театров и где режиссёрская «чехарда» (Волгоград, Владивосток, Ар­ хангельск). Конференция по составу была очень представительной: Ю. Завадский, С. Об­ разцов, Г. Товстоногов, А. Гончаров, В. Плу- чек, А. Эфрос и др. Уже известные пери­ ферийные режиссёры: М. Куликовский, П. Монастырский, Е. Ефремова, Г. Дроз­ дов и др. Два дня шли откровенные вы­ ступления с критикой всего и вся. Осо­ бенно, когда продолжалась конферен­ ция по секциям... Между 1-ой и 2-ой ре­ жиссёрской конференции прошло 34 года. Ровно столько же, год в год снова прошло! Но некому ныне думать по это­ му поводу, министр М. Швыдкой озабо­ чен другим: зарабатывает доллары веду­ щим трёх телевизионных передач. Вот показательная примета нового времени. ...В 1973 году вступил в члены КПСС, без агитации и принуждения (сейчас нема­ ло вранья на эту тему). Ещё 4 года назад (при разбирательстве конфликта с В. Ве­ ниаминовым, когда шло заседание обко­ ма КПСС, а я беспартийный, не мог за­ щитить театр, себя) дал слово вступить в партию. За прошедшие годы партийная орга­ низация театра расширилась, окрепла. На её собраниях обсуждались все пробле­ мы жизни театра. Меня, естественно, приглашали на заседания, но я имел лишь совещательный голос. А уже шёл восьмой год моего художественного ру­ ководства театром! Не было ни одного случая вмешательства партийной орга­ низации в мои дела, наоборот, коммуни­ сты старались помочь в реализации за­ думанного. ...35-й сезон (1973-1974 гг.) для меня был исключительно интересен работой над спектаклем «Клоп» В. Маяковско­ го. Редко какие театры брались за дра­ матургию Маяковского и, в частности, «Клопа». В самом деле, «феерическая комедия» и в стихах — что это такое? Как ставить, как играть актёрам, воспи­ танным на системе психологического театра? Хотя в смысловом , идейном плане Маяковский здесь определенен: «Моя комедия — публицистическая, тенденциозная. Проблема — разобла­ чение сегодняшнего мещанства». Во второй части пьесы Маяковский пере­ брасывает события в будущее на 50 лет, из 1929 года в 1979 год. Мы, создатели спектакля , были в этом «будущем», куда заглядывал автор. Что видели мы в окружающем нас, предсказанном Ма­ яковским? В 1929 году он предостерегал: Товарищи и граждане, Водка — яд. Пьяные Республику, Зазря спалят! Или: В XIX веке Трудно жили человеки — Пили водку, пили пиво, Сизый нос, висел, как слива! 87

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz