Киселев, В. В. Театр – судьба : воспоминания / Василий Васильевич Киселев. – Мурманск : Опимах, 2021. - 170, [1] с., [15] л. ил., цв. ил., портр., фот. : ил., табл.

16.02. — Беседа: «Телевидение и театр на соврем енн ом эт апе» (режи ссёр ТВ А. Бровкин). 26.02. — Творческая учёба для творчес­ кого состава: «50-летие образования СССР» (лектор ГК КПСС). 10.09. — Беседа: «Повышение роли теат­ ров РСФСР в коммунистическом воспита­ нии трудящихся и некоторые проблемы дальнейшего развития режиссуры (по ито­ гам режиссёрской республиканской конфе­ ренции». ( В. Сахновский). 19.10. — «Первый» и «Второй» план в создании сценического образа (В. Калиш). 20.10. — Обсуждение спектаклей теку­ щего сезона (В. Калиш). 05.11. — Беседа: 1) «Национальные те­ атры СССР на современном этапе». 2) «Те­ атры стран социализма» (В. Сахновский). 1974 год 28,29,30 января — Занятие по марксист­ ско-ленинской эстетике: — Научно-техническая революция и ис­ кусство. — Художник и время. — Идеологическая борьба в современном буржуазном искусстве (канд. философ, наук Райнер). Март: 1) Выразительность актёра и вырази­ тельность спектакля. 2) Художественная образность спектак­ ля. 3) Обсуждение спектаклей «Клоп», «Про­ шлым летом в Чулимске», «Счастливый Шурик» (В. Калиш). Апрель: Сверхзадача и современное зву­ чание спектакля (Б. Смирнов). и т. д. и т. п. Даже по этой не полной выписке твор- ческо-общественной жизни театра видно: велась большая целенаправленная рабо­ та по профессиональному, эстетическо­ му образованию, воспитанию актёров, режиссёров, художников. Театр был творческо-идеологическим центром культуры области, связи его с наследием города, области. Коммерческая функция его была на втором плане. Как горько ви­ деть результат бездумной «перестройки»: театры вдвое сокращают количество вы­ пускаемых спектаклей, реже играют — отсюда малая загруженность, актёрские простои. Резко сокращены гастроли по области, не говоря уж о гастролях в дру­ гие города. На первом плане — коммер­ ция, выживание! Театр вытеснен из со­ циальной, духовной, культурной жизни общества — торжествует «базарное» те­ левидение! И на общереспубликанском уровне велась значительная работа. Летом 1973 года Министерство культуры РСФСР организовало очередную режиссёрскую конференцию (первая была в 1939 году). На ней присутствовало 350 представителей театров. Открыл её министр Н. А. Куз­ нецов, с докладом выступил зам. мини­ стра Е. В. Зайцев. Он сообщил, что в РСФСР свыше 300 театров, посещае­ мость: 1971 г. — 59 млн. зрителей, 1972 — 65 млн. В процентном отношении сред­ няя посещаемость — 72 %. В РСФСР спектакли шли на 29 языках, свыше 350 пьес автономно-национальных республик включены в репертуар теат­ ров. У авторов современных пьес произ­ водство уже не фон, а среда конфликта, социальной проблематики. В театрах РСФСР 610 режиссёров, 291 из них — главные, две трети из них коммунисты, подавляющее большинство с высшим те­ атральным образованием, более трети главных режиссёров в возрасте 40 лет. 98 режиссёров (т. е. каждый третий) имеют почётные звания. Ю. Завадский, С. Об­ 86

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz