Киселев, В. В. Театр – судьба : воспоминания / Василий Васильевич Киселев. – Мурманск : Опимах, 2021. - 170, [1] с., [15] л. ил., цв. ил., портр., фот. : ил., табл.
млении от какого-либо быта: распахну тое пространство сцены с приподнятым станком и романтический фон сибир ских елей и сосен. «Покорись, Ангара!». ...Не мог удержаться от небольшого отступления. Пишу продолжение вос поминаний в 2007 году, прошло с тех пор полсотни лет. На те события смот рим уже издалека и, казалось, должны учитывать допущенные ошибки. Ну, зачем на одной Ангаре три мощных ГЭС? В 1989 году с крутого берега у Мотыгино больно было видеть, как по центру Ангары растёт какая-то зелень! Каждый раз, появляясь там, желали одного: угощения стерлядью. Исчезла рыба! Мало трёх ГЭС, четвёртую, Бо гучанскую решили достроить! Тогда наш Южно-Енисейск может попасть в зону затопления! Там могилы наших родителей!!! ...Б. оказалась не только кра савицей, но и... клептоманкой. Уволили. И спектакль само собой исчез из репер туара . Более того , предполагаемый смотр драматургии о рабочем классе не состоялся. Вся эта история была для меня большим уроком: компромисс с совестью бесплоден! Повторения не было. В один из дней я не был в театре, и директор вдруг сообщает: «Вчера на ве чернем спектакле Олег Ефремов, глав ный режиссёр МХАТа, смотрел «Ангар скую балладу» (в Заполярье снимался в каком-то фильме)». «Ну и что? — спра шиваю. — Что сказал?». В. А. Минин: «Похвалил молодёжь, культуру спектак ля, но посоветовал «не опускаться до та кой драматургии». По-моему, через год на совещании театральных работников (в Ленинградском доме ВТО) проходила конференция о проблемах современной драматургии. Неожиданно в первом ряду выступающих предложили выска заться мне. Не успев перед выступлени ем поволноваться, я начал без всяких обиняков с того, что мол, мы, перифе рия, равняемся на столичные театры и прежде всего на уважаемый МХАТ. Но вот они поставили «Сталевары». Полное от сутствие драматургии! Мудрый Олег Еф ремов заполнил пустоту её «жаром-па- ром» мартеновских печей и т. д. и т. п. Зал встретил моё выступление приличными аплодисментами, а в антракте горячо тряс мою руку, благодарил за «смелое выступ ление» драматург В. Константинов, регу лярно пинаемый критикой за «мелкоте мье»: «Молодец, Василий Васильевич! Хоть вы упорно не ставите наших с Раце- ром пьес — я Вас прощаю: правильно вре зали Ефремову!». Я чувствовал себя в «квитах» с Олегом Павловичем, хотя, ко нечно, насчёт «Ангарской баллады» он был прав. Но и я тоже. Неудача постигла меня и с постанов кой «Ситуации» В. Розова. Я любил его драматургию, несмотря на некоторые недостатки ряда пьес. Кажется, на тре тьем курсе я показывал Г. А. Товстоно гову режиссёрскую работу по одной из сцен «В добрый час». Подробно об этом уже писал. Я и за «Ситуацию» взялся, ув лёкшись небанальной авторской мыслью о том, как человек в борьбе за доброе дело, сам увлекается борьбой, теряя че ловечность, ту же самую доброту. Но что-то не состоялось, несмотря на доб ротный спектакль, зритель не проявил интереса к самой проблеме. Таким обра зом, три спектакля по пьесе В. Розова, по ставленные нами: «Затейник», «4 капли», «Ситуация», получились малоудачными. Только в конце 1979 году мы «реабили тировались» моим спектаклем «Гнездо глухаря» В. Розова, но об этом позже. 84
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz