Киселев, В. В. Театр – судьба : воспоминания / Василий Васильевич Киселев. – Мурманск : Опимах, 2021. - 170, [1] с., [15] л. ил., цв. ил., портр., фот. : ил., табл.

гнушается подарками. Для «смазки» ди­ ректор В. А. Минин убедил меня прихва­ тить в столицу наш заполярный «пре­ зент» — рыбу палтус. Набили этим де­ ликатесом мой известный всем в театре объёмный портфель. Перед входом в ка­ бинет большого начальства несколько минут вдохновлялись — никогда до это­ го ни он, ни я не участвовали в таких «операциях». М. Ш. почти сходу подпи­ сал наш репертуар, видимо, рассчитывая на дальнейший, ему одному известный ход событий. Я расстегнул свой широко­ известный массам портфель, Минин вы­ нул солидный свёрток и, на своей обая­ тельной, дежурной улыбке, положил на стол перед начальником: «Михаил Сер­ геевич, мы вот тут...» Ш-н, красивый, высокий, моложавый, но седовласый (на­ стоящий герой-любовник!), не дав и за­ кончить Минину заготовленную фразу, смахнул свёрток в стол и, как бы не за­ метив происшедшего, заявил: «Предла­ гаю Вам участвовать в смотре драматур­ гии о рабочем классе. Рекомендую инс­ ценировку повести А. Андреева «Спо­ койных не будет». Инсценировка не блеск, но поработайте, доведите до ума. Если выпустите спектакль, то 1-ю, 2-ю премию смотра не обещаю, а 3-ю в лю­ бом случае». Достал из того же стола ин­ сценировку В. Иокара, мы пообещали прочитать, сообщить решение. Но такие «номера» не были системой. Трудились в Министерстве и замечатель­ ные люди: Скачков И. П., Спектор Г. В., Воронец В.А. (о нём я писал). «Украше­ нием» была Инна Леонидовна Хамаза — симпатичная и толковая молодая жен­ щина, советчица по репертуару. Каждый из приезжающих старался обязательно пообщаться с ней. Она была доброжела­ тельна со всеми без рангов и званий. Да и замминистра В. Зайцев был доброже­ лательным, интеллигентным человеком. С самим министром культуры И. А. Куз­ нецовым общаться не приходилось, ви­ дел пару раз на конференциях. ...Вечером в гостинице прочитали инсценировку, поняли: проблема не ахти какая животрепещущая, качество — ни­ жайшее. Что делать? Отказаться от по­ становки, значит, на будущее испортить отношения с министерским начальством! «Решайся, — говорит В.А. Минин, — тебе ставить!» Хитёр директор — правильно понимает! И решился я тогда (ради те­ атра!) включить инсценировку в репер­ туар в надежде доработать, дотянуть. Но в инсценировке главная героиня — интеллигентная, молодая, красивая мос­ квичка. Из-за неё там сыр-бор. Так и не поняли: то ли случайно, то ли сговорено, но и актрису порекомендовали. Встрети­ лись с Б . — красива, интелли­ гентна, пригласили на работу. С чего надо начинать при работе над несовершенной пьесой, инсценировкой? По-моему, я уже писал: наш учитель Г.А. Товстоногов рекомендовал: «Надо най­ ти «манок», то есть то, что вас греет, при­ влекает в ней». Греет место действия — Приангарье, родные таёжные просторы, километров сто от нашего прииска. Стройка Братской ГЭС — героико-ро- мантическое время великих молодёжных дел. Потому и название должно быть у спектакля «Ангарская баллада»!.. Моло­ дёжь театра работала в спектакле впол­ не прилично, кроме Б . Ещё раз пришлось убедиться: в театре красота — понятие относительное. На фоне наших молодых актёров, воспитанных в единой ленинградской театральной школе, она выглядела беспомощно. Мы с художни­ ком В. И. Чудзиным отказались в офор­ 83

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz