Киселев, А. А. Записки краеведа / А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2000. - 333, [2] с. : ил., портр.

Заканчивая этот раздел, я прошу прощения у тех или за тех, кого упустил по незнанию, рассеянности или забывчивости. И обещаю в других разделах исправить такого рода ошибки. К тому же часть фамилий краеведов я специально берегу для последующих воспоми­ наний (так, для саамской темы я берегу имена таких краеведов, как Е. Я. Пация, С. П. Шерстобитов, В. В. Сидорин). Постскриптум 1. Рассказывая о краеведах разных поколений и различных профессий, я сознательно умолчал о школьных учителях, думая, что об этом скажу отдельно. Но, прочитав написанное, решил изменить свое намерение и рассказать о них и сейчас и потом. Дело в том, что группа школьных краеведов самая многочисленная (не­ сколько сот человек), самая скромная (сидят себе по школам), самая трудолюбивая (ведь к каждому уроку надо подготовиться). Им неког­ да заниматься скрупулезной исследовательской работой, им некогда писать статьи и трактаты. Но их вклад в краеведение мы всегда должны учитывать. Вот только несколько имен учителей-краеведов: Анастасия Ивановна Львова (из Мурманска), Татьяна Николаевна Лапина (из 46-й школы Мурманска), Александр Михайлович Лопинцев (из Североморска), а также Н. М. Заика, Т. П. Степанова, Е. А. Зубкова, И. А. Столыга, Д. Л. Щербак и многие-многие другие. Постскриптум 2. Часто после лекций, уже по пути из аудитории на кафедру или домой, я вспоминаю, какие «гениальные» мысли я не выложил студентам. На следующей лекции я их обычно «выдаю», и эти добавки вроде этих моих постскриптумов. Так вот и сейчас появился вопрос, который мне в жизни никто не задавал, но я все же его поставлю: Как я отношусь к другим краеведам? Как оцениваю их вклад в мурмановедение? Если ответить одним словом, то нормально. Если нужно под­ робнее, то пожалуйста. Во-первых, разделим краеведов на две группы: на тех, кто уже ушел в мир иной и на тех, кто живет и работает. О первых скажем, как в древнем Риме: «О мертвых — хорошо или ничего». Мы берем у них все позитивное и не ругаем за ошибки, если они непредна­ меренны. О вторых, живущих. К ним отношение разное: к большинству — индифферентное (я не специалист во многих частных областях крае­ ведения и не берусь судить географов, топонимистов, экологов, исто­ риков средних веков и т. д.), к другим — покровительственное (к своим ученикам, бывшим студентам, новичкам), к третьим —отно­ 55

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz