Киселев, А. А. Записки краеведа / А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2000. - 333, [2] с. : ил., портр.

музея). Василий Кондратьевич Алымов дал письма оленеводам в Ловозере и Каневке, с этими просьбами я обратился к лопарям, и они привезли немало экспонатов по саамской теме. Потом стали приносить разные вещи, книги, фотографии со всех концов. Скоро в музее стало тесно. Ждали, когда построят новый каменный Дворец культуры рыбаков, там нам обещали новое помещение...» После празднования юбилея в Мурманске в октябре 1976 года киров­ чане уговорили Михаила Николаевича Михайлова поехать в Хибины, посмотреть домик-музей С. М. Кирова. Он согласился, уехал, а на второй день оттуда сообщили, что он там скоропостижно скончался. Вот как распоряжается рок: надо было приехать на место увлече­ ний юности, чтобы там умереть... Иван Николаевич Хропов не был профессиональным краеведом, как М. Н. Михайлов, и занимался в мурманской истории узкой темой — «Мурман в дни революции и гражданской войны». Он был очевид­ цем этих событий, служил в органах ВЧК и ОГПУ, увлекался мест­ ной историей и написал ряд интересных статей. Он спорил с другими авторами по этой проблеме и возражал самому чрезвычайному комиссару Севера М. С. Кедрову. Правда, и у Хропова не всегда найдешь ссылки на источники, много у него и политической трескот­ ни, но знать эти статьи Хропова краеведам надо (большая их часть была опубликована в «Карело-Мурманском крае» в 1927—1928 гг.). Несколько слов о Захаре Ефимовиче Чернякове, единственном краеведе той поры, дожившем до наших дней. Последние десяти­ летия своей жизни он работал в Москве, но карьеру этнографа- лопариста он начинал в 20-е годы на Мурмане. В течение многих лет он изучал жизнь и быт кольских саамов, их обычаи и язык, запи­ сывал сказки и легенды. Он был ответственным секретарем Мурман­ ского КНА (Комитета нового алфавита), членом комиссии по районированию Мурманского округа. Но главным его делом в 30-е годы была работа по созданию саамской письменности. Чудом избежав репрессий по громкому саамскому делу (см. мою статью «Саамский заговор» в «Полярной правде» в 1992 году), он только после смерти Сталина вновь занялся краеведением. Но стар­ шее поколение саамской общины помнило своего Сахкре Ефима альк (Захара Ефима сына). В восьмидесятые годы краеведы нашей области познакомились с новой работой 3. Е. Чернякова (в 1998 году опубликованной в Финляндии) — «Очерки этнографии саамов». 49

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz