Киселев, А. А. Записки краеведа / А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2000. - 333, [2] с. : ил., портр.
так, и иначе быть не может», — считают многие из них. Однако события были и многообразнее и сложнее, чем иногда пред ставляются по памяти. (Я часто завидую своему коллеге И. Ушакову: у него нет живых свидетелей. И все, что он пишет, принимается как аксиома. А в новейшей истории каждый мнит себя спецом...). К сожалению, с такими издержками приходится мириться. Но в письмах о войне часто упоминаются и новые имена, открываются неизвестные стороны, описываются интересные детали. Причем этот процесс продвижения к абсолютной истине вечен. Сравнительно недавно, уже в период подготовки к 50-летнему юби лею окончания войны, обнаружил две своих ошибки (о них я упо минал во второй главе): во-первых, начальника генштаба сухопутных войск Германии Гальдера звали не Фридрих, как я его назвал, а Франц, во-вторых, у немцев были не горнострелковые дивизии, а горнопехотные (у нас на Севере — 2-я, 3-я, 6-я). Что же касается наших, мурманских проблем, то очень суще ственные дополнения к разделу о работе мурманских железно дорожников в годы войны прислал Семен Маркович Сорников: «Мы бронировали электровозы, строили бронепоезд, монтировали зенит ки в полувагонах, стены которых бетонировали». Он просил в новом издании книги «Родное Заполярье» упомянуть машинистов Коро лева, Малькова, Ефима Становченкова, Шмалева, дежурных по па ровозно-электровозному депо станции Мурманск А. Л. Громова и С. 3. Захарова, слесарей Молчанова, Нечаева, Соловьева, мастеров В. Мурба, Е. Фефелова. С. М. Сорников рассказывал, что часто, «когда электровоз на ходился в ремонте и стоял на домкратах, начинался вражеский авиа налет и бомбежка. Но никто не бросал работу, пока не подкатят колесную пару и не выведут электровоз из депо». Весной 1942 года — в марте — вышли из строя сразу пять электровозов в Мурманске, и ремонтники получили задание — как можно быстрее ввести их в строй. Более суток без отдыха трудились деповцы, но локомотивы были отремонтированы. В областной газете появилась статья «36 часов». А вот концовка этого письма, написанного ветераном в больнице: «Если Вы пишете очерк, книгу про дела железнодорожников в годы Великой Отечественной войны, то я бы мог Вам сообщить много интересного. Как мы не только трудились, но и охраняли объекты, возделывали целину, чтобы выращивать 318
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz