Киселев, А. А. Записки краеведа / А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2000. - 333, [2] с. : ил., портр.

Из фактических ошибок, замеченных читателями, помню две. Награждение северного участка Мурманской железной дороги орде­ ном Трудового Красного Знамени (за восстановление мостов) в 1923 году, пожалуй, касается не территории Мурманской губернии, а се­ верной Карелии. Так что об этом факте нам лучше умалчивать, тем более что о старых награждениях сейчас что-то вообще уже не вспоминают. Вторая ошибка касается одного из активных общественных дея­ телей Мурмана двадцатых годов, с 1925 года редактора «Полярной правды» —В. П. Гудкова. На фотографии, помещенной в книге «Род­ ное Заполярье», указывалось, что Виктор Пантелеймонович сидит в центре. Но в марте 1976 года я получил вот такое письмо от старо­ жила Мурманска С. Ф. Кузнецова: «В Вашей книге “Родное Заполярье” на странице 205 помещен снимок актива клуба железнодорожников, но неверно сказано, что В. П. Гудков находится в центре. На самом дел е, он в первом ряду крайний слева направо, он сфотографирован с каким-то белым предметом на груди, и в руках у него какой-то остроконечный предмет. Он имел плохое зрение и постоянно носил очки, видно, что он и сфотографировался в них. Я его хорошо лично знал, т. к. в 1921—1923 гг. он и я работали в одном здании губисполкома и часто встречались». Пользуясь случаем, еще раз благодарю ветерана за эту подсказку. По периоду тридцатых годов главное упущение (не по нашей, правда, вине) в том, что ничего не писали мы до горбачевских врем ен о п о ли ти ч ески х р еп р е сси я х , о р а ск у л ач ен ны х и депортированных. Описывали все происходящее (ударничество и стахановское движение, индустриализацию и коллективизацию, культурную революцию и народное благосостояние) только в розовых тонах. Сейчас я собрал более достоверный материал, он опубликован в газетах, но что касается старых книг, то тут уж ничего, к сожалению, не попишешь. Что же касается остального фактического материала, то я помню три замечания читателей-краеведов. Первое принадлежало канда- лакшцу Е. Ф. Разину в отношении машинистов, которые вели пер­ вый электровоз в ноябре 1935 года. Я тогда ответил ему статьей «Ис­ тины ради». Я писал: 315

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz