Киселев, А. А. Записки краеведа / А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2000. - 333, [2] с. : ил., портр.

Вспоминаются также безымянные афоризмы. «Прошлое учит настоящее не повторять ошибок в будущем». «Кто прячет прошлое ревниво, тот вряд ли с будущим в ладу». А вот азербайджанская пословица: «Аллах может все сделать, кроме одного — он не может изменить прошлое». К чему все это я цитирую? (Попутно покаюсь —люблю цитаты). Да к тому, чтобы мы не забывали, зачем мы живем; чтобы видели свое место в развитии вселенной, человечества, общества, чтобы поднялись над обыденщиной, порой каторжным трудом, не­ устроенным бытом и увидели в себе человека —«homo sapiens», что­ бы все знали и любили историю. Вспомните нашего национального гения Александра Сергеевича Пушкина: «Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество и иметь другую историю, кроме истории наших предков». А вот две не менее гениальные мысли Василия Осиповича Клю­ чевского: «История —что власть: когда людям хорошо, они забывают о ней.., когда им становится плохо, они начинают чувствовать ее необходимость...» «Мы гораздо более научаемся истории, наблюдая настоящее, чем поняли настоящее, изучая историю». Вызывают глубокие раздумья изречения В. И. Ленина: «История идет зигзагами и кружными путями» и Т. Н. Грановского: «История не признает сослагательного наклонения, у нее, как говорится, нет вариантов». Но я никак не могу согласиться со знаменитым фран­ цузским писателем-философом Бернаром Фонтенелем, что «исто­ рия есть ложь, о которой договорились историки». Китайский импе­ ратор Ши Гуан-ти, заложивший Великую стену, был мудрее: «Тот, кто сегодня тратит время на беседы о вчерашних триумфах, не сможет ими похвастаться завтра». Вто же время мне очень импонирует выражение Н. Г. Чернышев­ ского о значении истории и исторического образования: «Можно не знать, не чувствовать влечения к изучению математики, гре­ ческого или латинского языков, химии, можно не знать тысяч наук, а все-таки быть образованным человеком, но не любить историю может только человек совершенно неразвитый умственно». Но история как наука весьма многообразна, и она тоже меняется в результате накопленного опыта. Философское изречение Имману­ ила Канта, что «все наше знание начинается с опыта», целиком и 24

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz