Киселев, А. А. Записки краеведа / А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2000. - 333, [2] с. : ил., портр.

к своему народу, к своему краю, но против шовинизма, национа­ лизма и экстремизма. Невозможно уважение к культуре и традициям своего народа без уважения к культуре и традициям других народов, проживающих на территории нашей страны, какими бы малочислен­ ными они не были». Исходя из вышеизложенного, можно понять, что краеведение — это школа воспитания культурой. А так как основой культуры явля­ ется память, то можно говорить о воспитании историей. И это еще не все: краеведение —это школа становления и закрепления пред­ ставлений о взаимосвязях в мире и природе, о взаимосвязи природы и общества, о взаимосвязи наук. Краеведческие знания убеждают в каждодневной необходимости обращения к опыту прошлого (и позитивному, и негативному) и в то же время облегчают выработку форм творческого общения людей разных поколений, разного уровня образованности и специальной подготовки. Краеведение должно стать базой воспитания уважения к опыту старших, к истокам нашим. Именно в этом плане уже цити­ руемый нами С. О. Шмидт (сын знаменитого полярника) говорил, что «истинное краеведение — всегда краелюбие». Таким образом, краеведение — это не только познание края, а история краеведения — не только изучение путей этого познания в прошлом. Это и способ освоения исторического опыта. Мы все —и учителя, и учащиеся —должны понять, что край или область —это как отдельные индивидуальности, подобие живых клеток (больших или меньших), из объединения которых слагается «коллективная личность» страны — нации, и ее душа образуется из постепенного органического сочетания культурных свойств ее частей. Краеведение не должно ограничиваться пассивным изучением истории и природы. Надо деятельно использовать накопленные зна­ ния: создавать кружки, общества (друзей, памятников истории и культуры, защиты природы), любительские объединения (туристов, нумизматов, любителей камня, флористов, филателистов и т. д.). Не следует также забывать, что усилению интереса к краеведению всегда способствовали церковь и духовенство, что само краеведение является формой общения интеллектуалов. Мурманский край в целом —синтез нескольких культур. Помимо аборигенов — саамов и русских, здесь жили и живут финны, коми, ненцы, норвежцы, вепсы, карелы, татары, шведы. Сейчас среди 22

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz